Поделиться

воскресенье, 28 июня 2009 г.

Мы - не рабы, не мы ли роботы?

На днях наткнулся на статейку "Безопасная жизнь с роботами, вне законов Азимова" (ориг. "Living Safely with Robots, Beyond Asimov's Laws"), посвященную развитию общества "сосуществования людей и роботов" (которое, согласно прогнозам японских и южно-корейских ученых возникнет еще до 2030 года) и смежным вопросам. Дело даже не в ее содержании - заголовок навел на определенные мысли.

Мысль 1: С момента выхода в 2004 году кинофильма "Я, робот" (ориг. "I, Robot"), снятому по мотивам произведений Айзека Азимова, это имя упоминается каждый раз, когда на горизонте мерещится хотя бы тень какого-нибудь робота. Это любопытно, хотя и не слишком оправданно.

Фильм лучше было воспринимать, не будучи знакомым с творчеством Азимова, также как "Обитаемый остров" лучше было бы смотреть, не прочитав Стругацких. Азимов боевиков не писал (на самом-то деле его романы, где центровой является тема роботов, в отличие от рассказов мне кажутся жутко скучными и затянутыми), его произведения куда глубже и более философские. В фильме можно найти детали, заимствованные из произведений Азимова (самой известной такой деталью являются как раз "Три закона робототехники", сформулированные еще в 1942 году в рассказе "Хоровод"), но, в целом, фильм "Я, Робот" имеет такое же отношение к одноименному циклу произведений автора, как "Чародеи" к "Понедельник начинается в субботу" упомянутых Стругацких. То есть налицо парадоксальная ситуация: люди, которые сегодня упоминают Азимова в связи с робототехникой, часто устанавливают эту связь на основе фильма, чьи авторы не очень-то об этой связи заботились.

Да, сам термин "робототехника" может и введен писателем-фантастом Азимовым, а термин "робот" - Карелом Чапеком, но как-то хочется, чтобы при написании научных статей люди все-таки опирались не только на предпочтения в художественной литературе, но и на осведомленность об ученых мужах, которые этой темой занимаются или занимались, о теории управления и автоматического управления, о системном анализе. Я не делаю из мухи слона, но такая мысль возникла, вот и делюсь.

Мысль 2: Так получилось, что я изучал все азимовское о роботах (собранное в здоровенной книжке - Азимов А. Я, робот: Фантастические произведения. - М.: Эксмо, 2006. - весом 1,65 кг, содержащей 1295 стр., которую я три месяца таскал в рюкзаке и читал в метро, чем вызывал удивленные взгляды) и испытываю большое уважение к этому автору.


Лично у меня сложилось впечатление, что центровая тема там (внимание!) НЕ робототехника.

Цитирую один из рассказов цикла "Я, робот" (не помню честно, который):
Каждая эпоха в развитии человечества характеризовалась определенным видом конфликтов.

Цитирую другой ("Улики"):
Три закона робототехники совпадают с основными принципами большинства этических систем, существующих на Земле.

(От себя к последней цитате добавлю, что для соответствия некоторым этическим системам законы нужно перетасовать, например, третий поставить на первое место или второй на третье.)

А еще один из моих любимых рассказов - "Лжец"? Да, разве он о роботах? - Нет, он о людях, о разнице того, что находится снаружи, и того, что внутри, о том, на что МЫ способны.

(Маленькое замечание: я долгое время думал, что познакомился с творчеством Азимова где-то в 2001 году, пока не прочитал "Лжец"-а. В этот момент я удивился, потому что сюжет и финал показались мне жутко знакомыми. После нескольких бессонных ночей я вспомнил откуда, а недавно выяснил точно, что это было: телеспектакль "Этот фантастический мир", выпуск №12, куда входила и экранизация "Лжеца". Демонстрировался сериал еще в СССР по образовательной программе в 1987 году. Там и тогда я на него и наткнулся и, разумеется, в 9 лет не сильно интересовался автором.)

Когда я читал азимовские произведения, мне то казалось, что он жаждет наступления "эпохи роботов", то боится ее, но неизменным было ощущение того, что роботы - это фон, а не самоцель. В самом деле они у него живы настолько, что иногда осекаешься, вспоминая, что они не люди, что они ограничены законами. Законы являются упрощением человеческой мотивации и взаимодействия (опять же в разных случаях каждый из трех закон можно поставить на любое место), но это упрощение не является слишком "упрощенным" (извиняюсь). Согласно самому автору (взять, например, все тот же рассказ "Хоровод"), законы не непреложны - все они действует одновременно, и решение робота зависит от того, какой из законов перевесит, что в свою очередь зависит от обстоятельств. Рассказы Азимова это и философия, размышления о бытии, религии (например, "Логика") и многом другом.

Я когда-то хотел написать очерк о творчестве Азимова, так и не собрался и, думаю, неправильно делать такой очерк из этого поста. Достаточным будет сказать, что на мой взгляд есть куда больше отраслей, наук и вопросов, в связи с которыми упоминание Айзека Азимова было бы нелишним, а робототехника - лишь один из частных моментов.

Мысль 3: Смысл того, что происходит сегодня с технологиями, людьми и взаимодействием людей с технологиями, очень емко высказал Louis C.K.: "Всё просто превосходно, но никто не доволен..." (ориг. "Everything is amazing, nobody is happy..."). Однако задолго до него, еще в 1957 году эту мысль еще более четко и понятно выразил Азимов в своем рассказе "...вставьте шплинт А в гнездо Б..." (причем, он написал его за 20 минут во время телепередачи, куда был приглашен в качестве участника дискуссии и в завершении которой его и продекламировал). Если бы меня спросили, какое из произведений Азимова является величайшим и самым любимым, я бы без сомнения выбрал этот рассказ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий