Классический пример – это то, что история ничему нас не учит. Конечно, некоторых… иногда… кое-чему… учит, но чаще скорее нет, чем да. За примерами далеко ходить не нужно: многие экономисты полагают, что причиной финансовых кризисов всегда является отрыв сферы обращения (денег) от сферы производства (товара). Именно этот отрыв стал причиной:
- «тюльпанового» кризиса в Голландии в XVII веке;
- появления и исчезновения многочисленных дутых компаний в Англии в XVIII веке, самой известной из которых была Компания Южных морей;
- раскрутки и падения пирамиды Миссисипской компании во Франции XVIII века (она же – «лавина», она же – «снежный ком» или «boule de neije», как называют подобные аферы сами французы);
- успеха немецкого домовладельца Юргена Шнайдера, который к моменту своего ареста в 1994 году задолжал в виде кредитов и налогов 7 млрд. марок;
- восхода и заката Российских ОАО «МММ», «Властелина», акционерного «Чара-Банка» и прочих;
- мирового «кризиса доткомов» в начале XXI века;
- нынешнего мирового финансового кризиса.
Итак, история нас не учит – в этом сбой здравого смысла. Задумался над тем, какие еще подобные системные проблемы можно выделить – навскидку пришло на ум три.
Парадокс очевидных истин (ПОИ)
Существуют очевидные истины, которые известны всем и чья непреложность в общем никем не оспаривается. Однако когда они применяются конкретным человеком к себе, очевидность таких истин почему-то уже не так безоговорочна: возникают какие-нибудь исключения, сомнительные предположения, оправдания, то есть раздвоение стандарта. Парадокс заключается в том, что истина в частном случае ничуть не менее верна и действенна, чем в общем, поскольку сама-то она не меняется, изменяется отношение к ней. Этот сбой в суждениях возникает чаще всего там, где дело касается, как ни странно, физиологии, достоверных фактов и логики. Приведу несколько примеров:
- война – это воплощение ПОИ: всем известно, что вторгаться, взрывать и убивать плохо, но в каждом частном случае считается, что на это есть достаточные причины;
- курение – всем известно, что курить вредно… дальше, думаю, можно не продолжать – и курильщики, и некурящие меня поймут;
- «не влезай убьет» - и частная ответная реакция: «именно со мной ничего не случится» (кстати, это пример более узкого «Авось!», на мой взгляд, являющегося частным случаем ПОИ).
Этому сбою свойственно проявляться при обработке производных от сущностей и процессов в форме описаний или результатов – новостей, статей, высказываний и так далее. Мы склонны «хотеть верить», что воспринимаемое нами – правда, несмотря на то, что знаем: это может быть и не так, поскольку люди излагают факты субъективно на естественном языке, который по определению неоднозначен, и еще могут банально врать. Если же речь идет о точных данных, мы склонны видеть в них то, что хотим увидеть: здесь мы также «хотим верить» - в данном случае верить своей субъективной интерпретации.
Действие АОП не блокирует сомнения, они все равно возникают, но «несколько погодя». Как говорится, «если я слышу стук копыт, то думаю о лошадях, а не о зебрах» (к сожалению, мне не удалось установить автора этих слов, почерпнутых лично мной из сериала «House M.D.»). От себя могу добавить, что топот может быть и топотом слонов, а может и вовсе не быть топотом. И снова несколько примеров:
- когда Вы читаете объявление о лотерее, конкурсе или олимпиаде, то априорно в первую секунду думаете, что в этом можно выиграть, хотя это необязательно так – подобные мероприятия организуются конкретными организациями и людьми с определенной целью, и этой целью никогда не является дать Вам денег или призов;
- новости – газетные «утки» известны с лохматых времен;
- всевозможные рейтинги – речь идет в первую очередь о рейтингах, составляемых людьми (рейтинги кем-то заказываются опять-таки с определенными целями, а в случае независимых агентств, составляющих рейтинги для последующей продажи – вряд ли они стали бы этим заниматься, не знаю заранее, кому это можно продать, и, с какой целью покупатель хочет это приобрести – если даже агентство как таковое не заинтересовано в конкретном результате опроса, то в нем могут быть заинтересованы его отдельные сотрудники), но и в случае, когда речь идет об автоматизировано-составляемых рейтингах, у людей всегда имеются средства, чтобы на них повлиять – утверждать обратное, это все равно, что говорить, будто бы на Java невозможно написать вирус… кстати, это еще один пример;
- вирусы на Java – язык программирования Java был официально выпущен в 1995 году, и авторы утверждали, что на нем невозможно написать компьютерный вирус. Первый вирус (Virus.Java.StrangeBrew по классификации «Лаборатории Касперского»), однако, появился в 1998. Если Java – это полнофункциональный объектно-ориентированный язык, каковым в реальности он и является, то, очевидно, что на нем можно написать все, что душе угодно. То есть указанное утверждение изначально было бредом… Однако в него очень хотелось верить, и многие верили, в том числе, вероятно, и вирусописатели, иначе первый вирус появился бы не через 3 года после выпуска Java, а намного раньше;
- результаты работы фокус-групп.
Отчасти связан с предыдущим, но если в предыдущем случае мы трактуем первый попавшийся ответ как верный (иногда), то в данном случае имеется в виду, что мы ждем, что верный и единственно верный ответ в принципе существует. Это не всегда так и не только в случае, когда речь идет о чем-нибудь неосязаемом, но и тогда, когда вопрос или задача имеют материальную, практическую или формальную природу: еще Р.Фейнман писал, что: «Где-то на краю физических законов всегда находится тайна, требующая крепко задуматься» (Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968). Единственно верного ответа может не быть практически в любом вопросе, и мы это понимаем, если задумываемся, чего делать не хочется – в этом и заключается ИЕО. Например:
- получив две интерпретации одних и тех же событий мы пытаемся решить, кому мы больше верим, хотя в определенной степени и в определенных частях могут быть верны и не верны обе интерпретации;
- если мы ищем рецепт торта под названием «Трухлявый пень», то ожидаем получить один рецепт и смущены, когда из отображается 10, хотя название торта колоритно и потому изначально вероятно, что оно придет на ум и будет использоваться более чем одним его создателем;
- статистика как наука – это раздел математики и строго формальна, но практическая статистика как явление – нет. На результаты статистических исследований влияет множество неформальных факторов от настроения респондентов до простуды, которой страдают исследователи. Кроме прочего, все зависит от того, как и какие вопросы задавались респондентам, как сформулированы вопросы, на которые ищут ответ потребители исследований, а людям не всегда свойственно задавать те вопросы, на которые они хотят получить ответы или давать правдивые ответы, и предлагаемые ответы могут не соответствовать вопросам в точности. Таким образом, в зависимости от того, как Вы формулируете один и тот же вопрос, и даже вне зависимости от этого, Вы можете получить разный ответ, а скорее – разные ответы, каждый из которых будет в определенном смысле верным, а в определенном смысле – нет. В сущности, это очевидно, а я острее всего ощутил это при работе над «Реальностью 2.0b».
Описанные сбои приводят к тому, что на самом деле любая, абсолютно любая информация может быть воспринята как истинная и, в дальнейшем, возможно, как руководство к действию, практически «пролетев» мимо здравого смысла – вопрос только в том, какова ситуация, как сформулирована и подана эта информация, и насколько ее реципиент осведомлен о недостатках своего мыслительного аппарата.
У Вас может возникнуть вопрос: при чем же здесь информационные технологии (ведь именно тем или иным их аспектам посвящен данный блог)? Да при том, что и эта область человеческой деятельности не избегает влияния описанных свойств человеческого разума. Вот несколько примеров:
- очевидно, что потребителем инструкций для ПО являются его пользователи, следовательно инструкции должны быть короткими и ясными. Тем не менее, когда инструкцию пишут разработчики (которые сами часто ругаются на некачественность документации к средствам разработки, библиотекам и т.д.), они преследуют другие цели и, не смотря на знание ими предназначения инструкций, срабатывает ПОИ напополам с желанием просветить пользователей относительно проделанной ими нечеловеческой работы, вследствие чего инструкции, отражающие внутреннюю архитектуру системы, ненужную пользователю, получаются чудовищно громоздкими и несомненными в смысле неудобства использования (зато нравятся разработчикам);
- раньше программы разрабатывались… «чтобы работало», потом появилось юзабилити, теперь – проектирование взаимодействия, и каждая новая парадигма казалась в определенный момент однозначно правильной (ИЕО). Напомню, что тонкие целлофановые пакеты в супермаркетах – это результат исследования того, что наиболее удобно для покупателей, однако при производстве эти пакеты выделяют ядовитые вещества в атмосферу, а сам конечный продукт загрязняет почву, поскольку не разлагается, что в долгосрочной перспективе приближает экологический кризис вселенского масштаба (Eric Schwelkardt «User Centered Is Off Center». Interactions May-June 2009)… проектирование взаимодействия пользователя с ПО, по аналогии, это тоже не абсолют;
- в Интернете иногда публикуются статьи на тему правил программирования, которые неизменно порождают массу комментариев (правда, часто комментарии по своей сути говорят только о недостаточном понимании комментатором смысла сказанного автором статьи). Здесь нужно опасаться проявления АОП и ИЕО – языки программирования формальны, спецы в них часто между собой не согласны даже по базовым вопросам в отношении того, что можно, а что – нет. Кроме того, пространство задач бесконечно, и в Вашем конкретном случае вполне может сгодиться или даже быть наиболее эффективным метод решения программисткой задачи, включающий использование того, что вроде бы совсем «нельзя» использовать. На ту же тему: я часто ругаю «священные войны» или «холиворы» - по поводу СКЯП, то есть по поводу «Самого Крутого Языка Программирования». На мой взгляд, сама формулировка темы гарантирует бессмысленность дискуссии. Однако готов признать, что иногда такие дискуссии эволюционируют в нечто практически полезное: в обсуждение того, как решить ту или иную задачу на том или ином языке программирования, как произошло на Progz.ru. Я, по-прежнему, считаю, что назвать все это можно было бы и иначе, например «Самый крутой язык программирования для конкретных задач», но суть от этого не меняется: если вы не знаете, на чем написать ту или иную конкретную программу, то пошарить на этом форуме – неплохой старт. Следует только опасаться призрака ИЕО.
- немного истории (Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство. – М.: ИД «Коммерсантъ»: Эксмо, 2009):
Одной из первых интернет-мистификаций стала появившаяся в 1994 году заметка, стилизованная под сообщение Associated Press, в которой говорилось, что компания Microsoft во главе с Биллом Гейтсом покупает католическую церковь. Приводились слова Гейтса о том, что «объединенные ресурсы Microsoft и католической церкви помогут сделать религию более доступной и более увлекательной для более широкого круга людей». Сообщение казалось настолько достоверным, что создателям Windows пришлось выступить с официальным опровержением.
Ярчайший пример ПОИ: католическая церковь – это общественный институт и купить ее – это все равно, что купить стихийное бедствие или «радость». И ярчайший пример АОП: не смотря на то, что сообщение – полный бред, в него поверило множество людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий