Поделиться

четверг, 18 июня 2009 г.

Life Digistyle - как сильно родители тинейджеров НЕ отличаются от обычных людей

Оказывается, хотя этого стоило ожидать, деньги на неоднозначные исследования и по сомнительным поводам тратят не только российские организации, но и зарубежные.

Документ «Digital Lifestyles. Parents of children under 16» имеет форму констатации, не предлагает никаких выводов и, честно говоря, местами (обширными) напоминает отчет «Капитана «Очевидность», поскольку подавляющее большинство полученных результатов можно сделать, исходя из здравого смысла, при полном научном бездействии, незнании математики, статистики, социологии и даже того, откуда, собственно, берутся дети.

Вот некоторые выдержки:
  • Родители детей в возрасте до 16 лет (Д<16) чаще, чем взрослые вообще, говорили, что собираются подключить свое место жительства к Интернету – это естественно, после всей шумихи и популярного мнения на тему необходимости электронной социализации молодого поколения.
  • Родители Д<16 чаще используют Интернет, мобильные телефоны и компьютерные игры – кто бы мог подумать?! Хотя позвольте, чадо нужно отыскивать и как-то с ним совместно развлекаться.
  • Осведомленность родителей Д<16 о категоризации и рейтинговании медиа-контента не отличается от общей статистики по всем респондентам – а с чего бы она отличалась? Сомневаюсь, что факт отцовства или материнства сам по себе гарантирует наличие каких-нибудь знаний, кроме тех, что ребенок родился.
Да, теперь мы знаем, что 52% родителей Д<16 в Великобритании не уверены, регулируется ли какой-нибудь контент в Интернет и какой именно… а среди всех респондентов в этом сомневаются 57%. На мой взгляд, важной цифрой здесь является последняя, а не первая.

Отчет назван «Digital Lifestyles. Parents of children under 16», однако согласно ему же самому различия в «цифровом стиле жизни» (хотя я бы назвал это скорее «Life digistyle» - «стиль цифровой жизни») наиболее заметны не между респондентами с детьми и всеми респондентами, а между группами разных полов и разных возрастов. По большей части статистик, включенных в исследование, группа родителей Д<16 отличается от всей выборки респондентов незначительно, если вообще отличается хотя бы на процент. Да это понятно чисто интуитивно: молодые мужчины к технологиям и всему, что с ними связано, испытывают большую теплоту (так же как к футболу и газетам), чем зрелые женщины – для этого исследование не нужно.

Вопрос: как использовать результаты исследования, на что они влияют и к чему должны стимулировать? Да, только 34% Великобританцев из группы родителей Д<16 хотели бы пройти обучение по новым цифровым технологиям в том или ином виде. Что делать? Организовывать спецкурсы именно для родителей? Но ведь по тем же данным, процент желающих обучиться по всем респондентам еще меньше – 31%. То есть из данных понятно, что родителей проще в обучении заинтересовать (на 0.03 неизвестно чего), но насколько это полезно при такой-то незначительной разнице с результатами по всем взрослым? А если бы получилось наоборот 31% родителей против 34% всех опрашиваемых – какие специализированные программы нужно было бы организовывать тогда?

Я не утверждаю, что исследование бесполезно – ощущается его правдоподобность и научность. Иногда даже сказать, что колесо должно быть круглым – это еще та заслуга. Но вот чтобы применить полученные результаты на практике, очевидно, нужно сильно подумать и изрядно пофантазировать. Так сходу на ум ничего и не приходит. А ведь идея грамотная, стоило бы только ее немного доработать: считать статистику не по родителям Д<16 и всем взрослым, а по:
  • родителям Д еще не пошедших в школу;
  • родителям Д<13;
  • родителям Д<20;
  • бездетным.
Группы могут быть и другими – все зависит от страны, в которой проводится исследование, поскольку в разных странах в разном возрасте дети идут в школу того или иного уровня и становятся совершеннолетними. Однако наличие группы бездетных принципиально! Вот от такого исследования было бы куда больше пользы:
  • было бы видно, как влияет появление ребенка на взгляды в части ИТ;
  • как взгляды в части ИТ влияют на возможность / желание заведения ребенка (если при исследовании дополнительно делить респондентов на возрастные группы);
  • как меняются взгляды и компетенции родителей в области ИТ по мере взросления их детей – я провел мини-опрос своих коллег, у которых есть маленькие дети, и они единодушны в том, что «сейчас мы пока не задумываемся о контроле контента и прочем, задумаемся, когда ребенок начнет читать».
P.S. Материал предназначен для сайта Межрегиональной общественной организации "Информация для всех", где также публикуются мои работы, поскольку я к своей чести являюсь ее экспертом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий