Поделиться

суббота, 13 августа 2011 г.

Редакторские будни: формирование портфеля номера - варианты действий

Редакторы некоторых журналов считают, что авторы должны выходить на них сами - это ведь в их интересах (аспиранты и докторанты должны публиковаться). То есть редакторский портфель должен наполняться, как бы, сам собой. Это возможно, но только для популярных журналов, которые можно купить в любом ларьке с надписью "Печать". Научные журналы, по крайней мере, у нас в России, таковыми бывают редко: достаточно заглянуть в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» ВАК, чтобы понять, что о большей части перечисленной там периодики вы отродясь ничего не слышали (если у вас другое впечатление - неимоверные вам от меня "респект и уважуха").

И вот мы имеем смещение акцентов: да, публиковаться - это в интересах аспирантов и докторантов, но они могут подготовить статью не сегодня, а через месяц и опубликовать ее не в вашем журнале. А ваш журнал нужно как-то выпускать и не когда-нибудь, а по графику. Редактор в такой ситуации может демонстрировать одну из следующих линий поведения:

Линия поведенияРезультат
Сидеть и удивляться, где же идущий косяками соискатель и, вообще, где авторы, желающие опубликовать свои гениальные творения в данном уважаемом журнале?Нарушение графика выпуска номеров журнала, случайное содержание и рубрикация, материалы набираются как угодно и откуда угодно (перепечатываются статьи из других изданий, публикуются репортажи с непрофильных для журнала мероприятий или мероприятий, где редактор или другой репортер не были, среди материалов начинают попадаться некрологи и посвящения, статьи "К 80-тилетию...", лет 60 назад написанные и тогда же опубликованные).
Сколотить "железобетонный" коллектив из доступных ученых/преподавателей, находящихся где-то неподалеку (абстрактно выражаясь), который будет регулярно выдавать материалы.Любой журнал превращается в "Вестник ближнего круга особы господина редактора", одни и те же фамилии, идеи и тематики циркулируют в журнале перманентно. Иногда редактор так увлекается, что даже при наличии интересного материала со стороны, отдает предпочтение 10-ой по счету статье кого-то "из своих" на уже насмерть избитую тему, отодвигая внешнего автора с новым уникальным материалом "на потом" (например, на полгода). Подписываются на такой журнал только те, кто в нем публикуется.
Скрести по сусекам (непрерывно или периодически).Гибрид первого и второго вариантов: из подвернувшихся под руку или как-то связанных с редактором людей выжимается максимально возможный объем материала, а остаток свободных полос в номере заполняется "турусами на колесах". Наибольший кайф для редакторов, действующих по первому-третьему вариантам, обеспечивает какая-нибудь местная конференция, причем вне зависимости от степени корреляции ее тематики с тематикой журнала - ведь в любом случае из такого мероприятия можно набрать материалов на несколько номеров.
Целенаправленная деятельность по формированию редакторского портфеля, структуры и наполнения номеров, включающая мониторинг профильных конференций в РФ и за рубежом, мониторинг профильной прессы и интернет-ресурсов, анализ популярных тематик, завязывание контактов с перспективными учеными (которые, возможно, еще и сами не знают, что очень хотят опубликовать у вас статью) вне зависимости от их расположения и ведение этих контактов, планирование, расширение своего кругозора - редактор должен быть в курсе всего нового, происходящего в отрасли, взаимодействие с организаторами профильных мероприятий, с профессиональными ассоциациями и другими объединениями.Вечно усталый редактор и хороший журнал. Такая линия поведения требует значительных усилий, причем не разовых за период подготовки номера, а постоянных, целенаправленных. Зато и результат впечатлит.

Вот признаки того, что у журнала проблемы:
  • Он продается по немерено высокой цене, что косвенно свидетельствует о том, что на него подписано очень мало людей и организаций.
  • Он не имеет четкой, сохраняющейся из номера в номер рубрикации.
  • Его наполнение - это кусочки от разных паззлов.
  • Редакция журнала пытается навязаться в инфоспонсоры любых мероприятий столь интенсивно, что становится ясно: имеет место попытка обеспечить себе пиар за счет посетителей конференции, а не пиар конференции среди своих подписчиков.
  • В журнале присутствует только внутренняя реклама, то есть реклама издательства, выпускающего журнал, или вузов, компаний, организаций, к которым журнал имеет отношение.
  • Регулярное нарушение графика выпуска - значит либо не было материала, либо часто возникают проблемы при подготовке номеров (научном и литературном редактировании, корректуре, верстке, печати, распространении).
  • Никто из ваших коллег не слышал об этом журнале, а следовательно ни разу его не видел и тем более не читал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий