Поделиться

воскресенье, 28 августа 2011 г.

Регистрация программы для ЭВМ или базы данных

Недавно столкнулся с необходимостью сабж и, поскольку разыскивал формы документов в разных местах, а некоторые сочинял самолично, решил сделать этот пост - себе на память, другим на радость.

Для начала несколько общих замечаний:
  • Под программой в данном случае подразумевается то, что имеет исходный текст. Если вы написали калькулятор на C++, то это - программа. Если вы разработали веб-сайт на PhP - это программа. А вот если вы создали в MS Access несколько таблиц и хитрые формы с событиями и специфическими расчетами, то это... это тоже программа! "База данных" в данном случае - это именно данные, которые забиваются в таблицы, более правильно было бы назвать их "массивом данных", но я не придираюсь.
  • Предельный срок регистрации - 2 месяца. Это максимальное время, которое, при нормальном стечении обстоятельств может пройти между подачей заявки и получением сертификата. Есть какой-то официальный тариф для ускорения, но я им не пользовался.
  • Название программы во всех документах должно быть написано одинаково, включая кавычки. Если в одном документе написано:
    Программа для расчета численности сусликов в казахских степях,
    а в другом -
    "Программа для расчета численности сусликов в казахских степях",
    то это может быть сочтено серьезным расхождением, и заявку придется переделывать (или исправлять на месте, что я и делал... у меня программа, конечно не так называлась).
  • Регистрируемые материалы не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну. Если правообладателем является какое-нибудь учреждение с намеком на доступ к ней (как в моем случае ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России), то у специалистов, обрабатывающих заявку, могут возникнуть вопросы. С другой стороны, ответственность за содержание регистрируемых материалов несет подающий заявку, и на этом основании возникшие вопросы можно "отбить" сразу по телефону.
  • Образцы документов должны быть на сайте Госуслуг, но они там есть далеко не все. Далеко не все они есть и на сайте самого Федерального института промышленной собственности (ФИПС-а). Я буду давать ссылки там, где это возможно.
  • В основном я рассматриваю свой вариант регистрации: правообладатель - государственное учреждение, автор - я. Тем не менее, я буду указывать отличия для случая, когда и автор, и правообладатель - физические лица.
  • Все документы печатаются черным на листах формата A4, с полями по 20 мм (верхнее, нижнее и правое) и 25 мм (левое). В заявлении поля менять не нужно.
  • У меня нет собственного FTP или чего-то подобного, так что я не смог быстро придумать способ, как выложить готовый заполненный комплект документов, чтобы мне не приходилось их периодически проверять. Могу по почте переслать, если у кого-то в том возникнет нужда. Тоже касается и вопросов, если они возникнут - в меру сил постараюсь ответить.
Заявка состоит из нескольких документов:
  • 1. Заявление.
  • 2. Реферат.
  • 3. Исходный текст.
  • 4. Документ, подтверждающий оплату пошлины.
  • 5. Сопроводительное письмо.
Если правообладателем является юридическое лицо, то также необходима
  • 6. Доверенность от руководителя юрлица подателю заявки на общение с ФИПС.
Также опционально могут быть представлены и другие документы, например:
  • 7. Скриншоты.
  • 8. Документ, подтверждающий оплату тарифа для ускорения регистрации.
Пройдемся по очереди по всем документам.

1. Заявление

Бланк можно скачать по следующим адресам:
Сайт ФИПС-а: лицевая сторона, оборотная сторона.
Сайт Госуслуг: бланк целиком.

Графы выше слов "В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ" заполняются ФИПС-ом.

В разделе "1. ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ (ЗАЯВИТЕЛЬ)" указывается полное наименование юридического лица в соответствии с уставом или ФИО физического лица (причем именно в последовательности Ф, потом И, потом О).

Подраздел "Указанное лицо является" заполняется только в том случае, если есть, что отмечать и вписывать. В противном случае он остается пустым.

В раздел "8. СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЪЕКТАМИ АВТОРСКОГО ПРАВА" я включил MS Windows с регистрационным номером и MS Visual C# Express также с номером.

Раздел "9А. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ" заполняется только в том случае, если автор один. Если авторов несколько, то необходимо дополнительно заполнить форму РП/Доп, которую можно скачать по следующим адресам:
Сайт ФИПС-а: лицевая сторона, оборотная сторона.
Сайт Госуслуг: бланк целиком.

В разделе "ПОДПИСЬ(И) ЗАЯВИТЕЛЯ(ЕЙ) ИЛИ ЕГО(ИХ) ПРЕДСТАВИТЕЛЯ" для случая юридического лица приводится подпись руководителя организации или другого уполномоченного лица с расшифровкой должности и ФИО. В идеале, желательно также приложить приказ или иной документ о назначении данного лица руководителем данной организации, а для случая, когда подписывает не сам руководитель, а, скажем, его заместитель - еще и приказ или доверенность на этого заместителя. Документ также скрепляется печатью организации. В случае с физическим лицом достаточно его подписи с расшифровкой ФИО.

Если моих разъяснений недостаточно, то много полезного в сжатой форме практически по каждой графе можно почерпнуть по следующему адресу.

2. Реферат

В реферате должны быть отражены следующие сведения:
  • автор или авторы;
  • правообладатель;
  • название программы;
  • аннотация (что программа делает, для чего предназначена - не более 700 знаков, я считал с пробелами);
  • тип ЭВМ (я по старинке указал "IBM PC AT");
  • язык (я указал "C# (C Sharp)");
  • ОС (в моем случае "Microsoft Windows Vista, Microsoft Windows 7");
  • объем программы (то есть исходного текста - у меня было "76,8 Kб").
Все помещается на одной страничке.


Текст реферата печатается через 1,5 интервала с высотой заглавных букв не менее 2,1 мм (12-ый стандартный размер шрифта Times New Roman вполне годится). Реферат никаким образом не дырявится, не подписывается, на нем не должно быть никаких печатей. Реферат предоставляется в двух экземплярах.

3. Исходный текст

Исходники печатаются отдельным документом. Сначала идет титул с указанием названия программы, правообладателя и автора (титул не нумеруется, но учитывается при нумерации, как обычно), затем нумерованные листы с самой распечаткой. Листов с распечаткой не должно быть более 70 (если полный текст больше, значит нужно выбрать какие-то его фрагменты).


Для печати исходников я использовал 12-ый Courier New, поскольку он моноширинный - проще выравнивать, если хотите, чтобы все было красиво.

Титул и распечатанные исходники брошюруются, то есть дырявятся, прошиваются, концы нити на обороте связываются и на них приклеивается бумажка с надписью "Всего пронумеровано, прошнуровано ___ листов" или "Всего пронумеровано, прошнуровано и скреплено печалью ___ листов". Для случая юридического лица на бумажке должна быть печать организации, а для случая лица физического - его подпись.

4. Документ, подтверждающий оплату пошлины

Сайт ФИПС-а: Памятка об уплате государственной пошлины

5. Сопроводительное письмо

Если правообладатель - организация, то письмо должно быть на бланке организации за подписью руководителя или другого уполномоченного лица и скреплено печатью. Сопроводительное письмо оформляется в соответствии с правилами, принятыми в организациях (например, ставится исходящий номер).


Особенно обращайте внимание на количество листов. Я много раз ошибался: то забыл, что реферат в двух экземплярах, то переделывал доверенность, в результате чего она с одной страницы выросла до двух, и не исправил число листов в сопроводительном и т. д.

С готового сопроводительного письма с подписями и печатями нужно сразу снять копию - на этой копии принимающий заявку специалист ФИПС-а проставит дату принятия документов, после чего вернет эту копию вам (расписка, вроде как).

6. Доверенность

Если правообладателем является юридическое лицо, то в комплекте заявки должна быть доверенность руководителя организации или другого уполномоченного лица, выданная тому, кто непосредственно ведет общение с ФИПС-ом (подает заявку, исправляет неточности). Если доверенность написана грамотно, то большинство мелких проблем, обнаруженных специалистами ФИПС-а на месте, можно решить с помощью ручки и надписи "Исправленному верить" с подписью.

У меня в доверенности был следующий текст:
Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий), расположенное по адресу 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7, ОГРН: 1027739625550, являющееся обладателем исключительного права на программу для ЭВМ «Оценка эффективности мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах», в лице Временно исполняющего обязанности начальника института Дурнева Р. А., действующего на основании Приказа по институту № 65 от 21 июля 2011 г., настоящим доверяет своему представителю Артюхину Валерию Викторовичу (паспорт XX XX XXXXXX выдан XX.XX.XXXXг. XXXXXX) ведение с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам дел, связанных с государственной регистрацией вышеуказанной программы для ЭВМ, для чего уполномочивает представителя осуществлять следующие действия:
  • подписывать заявления, ходатайства и иные документы и материалы заявки на государственную регистрацию вышеуказанной программы для ЭВМ;
  • представлять и получать всякого рода документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации;
  • производить уплату тарифов;
  • вносить необходимые дополнения, уточнения, исправления и изменения в представленные документы и материалы, включая реферат (кроме депонируемых идентифицирующих материалов);
  • представлять дополнительные пояснения;
  • подавать заявление об отзыве заявки на государственную регистрацию;
  • выполнять другие юридически значимые действия, связанные с государственной регистрацией вышеуказанной программы для ЭВМ.

Настоящая доверенность действительна в течение трех месяцев с даты ее выдачи.

Образец подписи Артюхина Валерия Викторовича ________________ удостоверяю.

Доверенность оформляется аналогично сопроводительному письму (бланк, исходящий и т. д.). Еще раз повторю: желательно приложить приказ о назначении руководителя организации таковым; если же документы подписывает другое уполномоченное лицо (например, заместитель руководителя), до приказ уполномочивающий его на подобные действия или аналогичная по смыслу доверенность должна быть приложена в обязательном порядке и отражена в сопроводительном письме.

Вот, собственно, и все. После того, как документы собраны, необходимо сдать их по адресу: Москва, Бережковская наб., 30, корп.1 (это последнее здание по Бережковской, от центрального входа направо по указателям) и ждать результата.

6 комментариев:

  1. Подал документы на регистрацию программы 12 сентября. Сегодня позвонил по телефону (499) 240-33-42, узнал входящий номер заявки, ФИО рассматривающего ее эксперта и его (в моем случае - ее) телефон.

    ОтветитьУдалить
  2. Сертификат на себя в качестве правообладателя еще не получил, а вот тот, который на ВНИИ ГОЧС был успешно получен 4 октября. Все очень быстро - подъехал, позвонил, через 5 минут вышла девушка, забрал и уехал.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день,
    мне нужна Ваша помощь. Я впервые регистрирую программу для ЭВМ, программа сделана на основе типовой конфигурации 1С: Бухгалтерия 8.2.
    У меня 2 вопроса по заполнению заявления в Роспатент:
    1. п. 4 - является ли моя программа частью составного произведения?
    2. нужно ли указывать 1С в п. 8?
    Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день!

    С регистрацией программ под 1С я не сталкивался, зато сталкивался с регистрацией шаблона для Visio - схожая ситуация (см. http://ikshot.blogspot.com/2012/04/blog-post_12.html).

    По пункту 1: нет, программа не является частью составного произведения. В данном случае 1С поставляется не в комплекте с Вашей программой, насколько я понимаю, и Ваша программа поставляется отдельно от комплекта поставки 1С. Скажем, если бы Вы продавали MS Office и регистрировали Word, то тогда бы могли отметить, что Word является частью составного произведения MS Office.

    По пункту 2: разумеется, нужно указывать. Например, в моем случае с Visio, я указываю:

    "Microsoft Windows Vista Ultimate, код продукта: ХХХХХ-ХХХ-ХХХХХХХ-ХХХХХ
    Microsoft Visio 2007 Professional, код продукта: ХХХХХ-ХХХ-ХХХХХХХ-ХХХХХ",

    где "Х" - цифры из реальных кодов лицензионной софтины (не путать с ключом регистрации / активации - ключ продукта обычно доступен по команде меню "О Программе" уже после установки). Положа руку на сердце, думаю, что эти коды никто не проверяет - преследование пользователей контрафактного ПО не входит в компетенцию Роспатента, ключи нужны на случай судебных разбирательств.

    Кроме того, в реферате Вам нужно будет указать название языка, на котором представлен исходный код - не знаю, как он называется в 1С - не сталкивался.

    Желаю удачи! :)

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день, подскажите пожалуйста на счет одного момента. В настоящее время дописываю ЭВМ, которую начал разрабатывать для организации, где работаю сам. Меня интересует пункт "Правообладатель". Могу ли я указать себя в качестве его или должен указать организацию, в которой создал программу? Пока что я имею свободный выбор между этими вариантами. Посоветуйте, какой лучше и престижнее для меня?

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день! В Вашем вопросе сразу два:
    1. "могу ли я указать" и
    2. "какой лучше и престижнее для меня".

    Ну, по первому вопросу момент юридический, как правило, если Вы разрабатываете ПО в рамках своих служебных обязанностей, то правообладателем является Ваш работодатель. Имейте в виду, что Вас одного в этом случае для регистрации недостаточно - нужны печати и подписи ответственных лиц организации на документах (если правообладатель Вы, то достаточно Вашей подписи).

    По второму вопросу рассмотрим две ситуации:

    а. Вы сами для себя на коленке пишете программу из трех строк, даете ей звучное название и регистрируете ее, записывая себя в правообладатели. Вы таких программ можете "насоздавать" хоть миллион, и Роспатент зарегистрирует, если соблюдены все формальные требования по документам, ибо проверка программ на практическую полезность и здравый смысл в его компетенцию не входит. Насколько мне известно, однажды в качестве программы был зарегистрирован пустой лист. И чем тут "хвастаться" потом в резюме или на конференциях?

    б. Вы разрабатываете программу в качестве работника, правообладателем является работодатель, Вы указаны в качестве автора. В этом случае, очевидно, за программой стоит история ее практического использования, подтвержденная названием правообладателя на свидетельстве.

    На мой взгляд, второй вариант престижнее: не "я сам для себя непонятно зачем разработал программу", а "я разрабатывал программы для использования в системе МЧС России" (в моем случае). Исключением представляется случай, когда Вы породили нечто поистине гениальное и собираетесь это продавать от своего имени. В этой ситуации, конечно, регистрация должна быть на Вас как правообладателя (но, опять-таки, нужно следить, чтобы у Вашего работодателя и у Вас не было разных точек зрения на вопрос правообладания).

    Удачи!

    ОтветитьУдалить