Поделиться

суббота, 13 февраля 2010 г.

Ассоциация российских "игроделов": "Вместе весело шагать!" или "Куда хочу? Куда лечу?"

12 февраля на сайте dtf.ru, где тусуются (пардон, который посещают) представители большинства отечественных компаний, разрабатывающих игровое программное обеспечение, появился "Меморандум профессионалов индустрии разработки и издания компьютерных и видеоигр".

На самом деле, это здорово! Вне зависимости от того, как вы относитесь к компьютерным играм (а я отношусь к ним серьезно и в плане хобби, и в плане аналитическом, и с точки зрения применимости характерных для них парадигм в решении различных проблем), создание и даже призывы к созданию профессиональной ассоциации говорят о том, что индустрия "дозрела": она выдает уже не только никому не известные проекты, созданные кучками энтузиастов, и не только Аллоды (которые я всегда терпеть не мог). Теперь она представляет собой множество компаний и профессионалов, занятых в области разработки интерактивных цифровых развлечений. А такой уровень развития отрасли требует обмена опытом и ресурсами, сотрудничества между компаниями. Все бы ничего, но, вообще-то, для всего, перечисленного мной, нет никакой необходимости создавать ассоциацию...

Если компании хотят сотрудничать, они будут это делать и сами по себе. Если им нужен для этого некий инструмент, то тот же dtf.ru отлично подходит. Ассоциации, союзы и другие объединения создаются, по моему разумению, с совершенно другой целью: чтобы иметь возможность в тех или иных ситуациях выступать "единым фронтом" за или против кого бы то ни было, включая и отдельных членов этого объединения.

Чтобы не ходить вокруг, да около, я сразу выскажусь о том, что меня беспокоит во всем этом: как игрок, игрок закоренелый и, смею заверить, образованный в ряде вопросов, связанных с разработкой игрового ПО (в части логики и графики), я когда увидел этот меморандум, сразу обрадовался, предвидя, какие плюсы мне как игроку сулит создание подобной ассоциации (например, повышение качества продуктов - всегда есть, куда его повышать). Однако по мере чтения я все больше разочаровывался, поскольку, судя по всему, игроку-то ничего не светит. Цитата:

Подобная ассоциация должна быть способной взять на себя координацию общих индустриальных вопросов: от того, какие игры мы сами считаем качественно сделанными и заслуживающими признания, до того, как построить взаимодействие государства и разработчиков по вопросам создания игр, ставящих перед собой не только коммерческие, но и социально-культурные задачи.

Ну по поводу государства все правильно, а вот к связи между тем, "какие игры мы сами считаем качественно сделанными и заслуживающими признания" и тем качеством, о котором я упомянул ранее, мы вернемся чуть позже. Пока отметьте этот момент.

В меморандуме отмечено пять первичных рабочих приоритетов ассоциации. Среди них:
  • Организация поддержки независимым и новообразованным командам разработчиков...
  • Организация конструктивного взаимодействия с органами власти и с представителями государства...
  • Выработка стратегии создания игр, способствующих решению социальных и культурных задач...
С этими пунктами у меня лично проблем нет, а вот оставшиеся два хочется рассмотреть поподробнее.

Организация ежегодного фестиваля «Игры как искусство», направленного на представление широкой общественности игр как культурного и социального феномена современного общества, с ориентиром на творческий потенциал представленных проектов и на взаимодействие и взаимопроникновение форматов книг, кинофильмов – и интерактивных развлечений.

Фестиваль - это хорошо. Нехватка у нас в стране этого дела в части компьютерных игр, но вот по поводу взаимопроникновения... Это мое частное мнение (которое я уже излагал здесь и здесь), но Боже мой, не дай уже дальше проникать всему этому друг в друга - здравый смысл и так давно уже отдыхает. Только на днях вышла игра Dante's Inferno, которая якобы сделана по первой части "Божественной комедии" Данте Алигьери, хотя мало что общего с ней имеет. Тут же пришли новости о создании мультфильма по игре... (Я не вдаюсь в кровавость и морально-этическую ценность самой игры, которая отсутствует - это другой вопрос.) То есть мультфильмы как бы сделаны по сюжету игры, который, в свою очередь, вроде бы, чем-то напоминает произведение Данте... Ну? И не бред ли это?

Еще один пункт из списка приоритетных направлений работы ассоциации и вовсе выбил из меня дух:

Учреждение Академии интерактивных искусств, состоящей из профессионалов отрасли разработки и издания компьютерных и видеоигр, с целью стимулирования профессионального развития отрасли путём публичного признания заслуг отдельных участников отрасли – дизайнеров, художников, программистов, продюсеров, композиторов – и формирования своего «Зала славы», отражающего индивидуальный вклад выдающихся личностей в развитие российской отрасли.

Вас ничего не удивляет? А вот меня очень удивляет. Но начну издалека: знаете ли вы, каким образом наши ученые становятся академиками Российской Академии Наук? Членами-корреспондентами становятся по результатам голосования и утверждения на общем собрании член.-корр.-ов и академиков, а пожизненными академиками становятся только по решению академиков, уже ставших пожизненными... То есть, несмотря на то, что плоды деятельности РАН имеют значение для всей страны, процедура выбора новых членов далека от референдума - это такая вещь в себе, в каком-то смысле. Может быть, в случае с РАН это оправдано - не знаю, работает же все как-то. Однако создание ассоциации компаний и специалистов, которые производят массовые продукты, исключительно из самих этих производителей, в том числе с целью награждения друг друга и "публичного признания", мне кажется как минимум странной. Господа, Вас есть кому оценивать, и недостатка в высказываемых мнениях, в том числе грамотно аргументированных, нет! Когда люди запираются в комнате, чтобы сообразить "на троих", а потом выясняют, кто из них круче - это все что угодно, но не "публичное признание", а если сие действо все же становится "публичным", то и в этом случае до "признания" далековато!

Да, компьютерные игры - это цифровое произведение искусства, но понятия "художественной ценности", "технического совершенства" и "качества" смешивать нельзя! Поясню на примере: если разработчик решает, что для полноценного погружения игрока в игровой процесс следует отказаться от свободной камеры и реализовать внешний вид от третьего лица с фиксированными углами обзора, я не стану с ним спорить - это его творчество, его право! Но если в результате я получаю кривую картинку, неожиданно меняющиеся ракурсы, создающие впечатление, что камера смотрит из пятой точки персонажа, а также управление, непостижимым образом резко изменяющееся в момент смены ракурса, то это - не вопрос творчества, это - проблема качества. Такой продукт нельзя считать качественным вне зависимости от его художественной ценности!

"Качество" товара или услуги - это не то, что вкладывает в них поставщик. Это то, что получает потребитель, и то, за что он готов платить. Товар не является "качественным" только потому, что он сложен в изготовлении и дорого стоит, во что обычно верят производители. Это - проявление некомпетентности. Покупатели платят лишь за то, что приносит им пользу и представляет для них ценность. Ничто другое к "качеству" никакого отношения не имеет. - Друкер П. Бизнес и инновации - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2009.

Пользователь будет стонать, ругаться и злиться. Пользователь, извините за прямоту - это клиент, это тот человек, который в итоге оплачивает вашу работу, если вы разработчик! А вы у него же на глазах награждаете кусок мусора с точки зрения качества за художественную ценность, переиздаете игру в виде "Издания года" с неисправленными косяками, но дополнительным контентом, и предлагаете тому же проклявшему все на свете и вас в том числе пользователю купить его второй раз! За примерами далеко ходить не нужно: Elder Scrolls IV: Oblivion... Выбрана в качестве "Игры года" по версии GameTrailers, получила 4 или 5 наград от каких-то киноакадемий, награду MTV Video Music Awards... Я начинал ее 4 раза. Ошибки в сценариях блокируют квесты так, что их невозможно выполнить. Иногда блокируются сюжетные квесты, так что даже основную кампанию закончить нельзя. Два или три патча, которые были, ничего не исправили. Есть до этого кому-нибудь дело? Никому! Fallout 3, который сначала ругали, потом хвалили, потом снова ругали, потом снова хвалили, виснет каждые полчаса... намертво, но был с успехом переиздан в виде "Game of The Year Edition".

Конечно, я слегка утрирую. Это все примеры "забугорных" творений. Просто не хотелось бы, чтобы у нас через год-два было тоже самое. А для того, чтобы не было, нужно немного: включить в ассоциацию не только самих игроделов, но и людей, пишущих об играх, знающих игры, разбирающихся в них (и да, я один из них, помимо этого я разбираюсь еще и в человеко-машинном взаимодействии, хотя все равно мои письма с просьбами пустить меня на КРИ третий год остаются без ответа). Я не имею в виду прессу. Не думаю, что оценка прессы может быть независимой, поскольку отпечатать красивый, цветной, толстый, полезный журнал - дорого, а содержание журнала об играх очень уж зависит от информации, поставляемой разработчиками. Я имею в виду тех же блоггеров. Сразу станет понятно, что создаваемая ассоциация преследует своей целью и повышение качества. А пока выходит, как у Жванецкого:

Все это действительно существует, что бы там ни говорили. Просто чтобы это увидеть, нужно попасть к ним внутрь. Они внутри, видимо, все это производят и, видимо, там же все это и потребляют. У них объем продукции возрастает, значит, и возрастает потребление ими же.

Только вот потребляют-то не только они!

5 комментариев:

  1. Е.Альтовский прокомментировал:

    Валер, а откуда вообще возникла иллюзия, что подобный меморандум может быть написан в пользу игроков? Ведь перефразируя тебя же, кто мешает игроделам заботиться о потребителях самим по себе? ;))

    ОтветитьУдалить
  2. А я скажу откуда иллюзия: все из того же меморандума - из его начала, точнее из мотивационной составляющей для создания ассоциации:

    В последние месяцы тема игр как продукта, создаваемого на стыке искусства и технологии, вышла за пределы отраслевой дискуссии. Протекающее сейчас публичное обсуждение достижений и недостатков нашей индустрии происходит на самых разнообразных площадках: от государственного телевидения до блогов игроков.

    Понимаешь - хочется как-то верить... потому что исходя из потребляемых, например, мною продуктов становится понятно, что ну вот не прислушиваются к нам потребителям ни фига - одни и те же грабли снова и снова, годами, даже десятилетиями; одни и те же бесящие вещи, которые так же бесят в новых "произведениях искусства", как они бесили в старых! Ё-мое, даже Microsoft исправляет какие-то системные вещи, хотя может себе позволить этого и не делать - эти нет. :) Вся беда в том, что если ты игру купил, то уже все - поезд ушел. Как я говорю проблема в отсутствии смысла ретроспективных жалоб. Вот и молюсь за то, чтобы все-таки в процессе разработки что-то менялось, а это невозможно без системного подхода, а такой подход на базе объединений реализовать проще, чем на базе одной компании. Вот и гоню волну. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Е.Альтовский прокомментировал:

    Может провести Национальный форум игровой индустрии, где стравить игроков (потребителей) с игроделами (поставщиками), пусть скажут друг-другу все, что думают? ;)

    ОтветитьУдалить
  4. Это в любом случае было бы замечательно (подобного, по-моему, вообще никогда не было), но опять же возникнет та же проблема: разработчики будут говорить о новом, а игроки-аналитики типа меня (которых не так много) - о старом. Просто общих тем то может и не возникнуть, как это ни странно. :) Для того чтобы возникли - нужно попасть "компании в серию"... то есть докладывается "игродев" (от game developer) о том, что выходит игра NNN 3 (уместнее было бы назвать "ХХХ", но мы не хотим неправильных ассоциаций), а тут раз и в зале оказывается кучка подкованных потребителей, которые пролили море крокодильих слез над NNN 2, поэтому они сразу начинают выяснять как обстоит дело с прошлыми проблемами... Но это же все организовать нужно, а это нелегко (хотя не так уж и нелегко - можно кинуть клич)!

    ОтветитьУдалить
  5. Е.Альтовский прокомментировал:

    Я мало что про это знаю, но кажется игровой актив весьма активно высказывается на официальных форумах игр, которые читают игроделы. Вот почему они мер по сигналам не принимают - другой вопрос. Так что нацконференцию замутить можно, но ИМХО, выйдет пшик...

    ОтветитьУдалить