Поделиться

четверг, 15 октября 2009 г.

Объединяя интеграторов...

7-го октября был на семинаре по интеграции банковских приложений, который компания "Синимекс" организовала для крупных банков - своих клиентов.

Слова "интеграция банковских приложений" (как и сама интеграция, вызывающая у меня как у математика аналогии с интегралами и интегральными микросхемами) звучат страшно, но на деле все довольно просто: с конца прошлого и начала нынешнего века у банков, как и у большинства компаний, остались мелкие и крупные, но весьма разнородные и не связанные между собой программы, каждая из которых делает какое-то свое маленькое дело (или свое большое дело, но все равно в отрыве от остального коллектива таких же разрозненных программ). С ростом объемов информации, курсирующих в сетях банка, по мере увеличения доли автоматизированных процессов (в том числе бизнес-процессов) в его работе такая ситуация начинает "давить" на ресурсы и мозг, снижая эффективность работы компании. Все чаще возникает необходимость в дублировании вводимой информации, в консолидации имеющейся и так далее.

Понятно, что вместо сотни разных программ для разных сред и ОС с разными интерфейсами и особенностями, каждая из которых реализует часть функционала банка, удобнее иметь одну большую систему, которая делает все. Здесь, однако, не без подводных камней:
  • Монолитная система дорога и трудна (всегда) в части внедрения.
  • Не факт, что в ней все будет реализовано именно так, как нужно банку - скорее фактом является то, что идеальная монолитная система для конкретного банка невозможна теоретически.
  • "Подмастерья" или "гномы" - то есть те самые мелкие и крупные разобщенные программы, которые по-прежнему используются, вполне вероятно, являются наилучшими решениями для конкретных задач банка, они стоили ему денег, а пользователи (сотрудники банка) к ним привыкли, поэтому было бы глупо просто выкидывать такие сокровища... или точнее "артефакты".
Собственно, здесь на арене и появляется интеграция банковских приложений (или каких-либо других, но мы говорим о банках). Суть сводится к тому, чтобы связать отдельные приложения при помощи так называемой "интеграционной платформы" или "шины". Проще говоря, интеграционная платформа - это аппаратно-программный комплекс + доработка существующих программ, в сумме позволяющие имеющимся бизнес-приложениям общаться по стандартным каналам, пользоваться общими БД и так далее. Становится легче выявлять ошибки, легче внедрять новые программы - преимуществ масса.

С интеграцией приложений в банках я сталкивался впервые, но вот с интеграцией в вузах уже приходилось иметь дело, а суть одна и та же, так что я был "в теме" (хотя и не знал на тот момент состава и возможностей всяких линеек продуктов для бизнеса корпорации IBM... теперь уже знаю - "Синимекс" возводит свои архитектурные решения на базе этих продуктов).

Что касается самого мероприятия - было крайне интересно. Когда долгое время работаешь в образовании, довольно сильно "зашоривает" - думаешь, что происходящее там, например, в части ИТ, свойственно и реальным секторам экономики, что в корне и, к сожалению, неверно. Академическая жизнь - это какой-то совершенно отдельный мир, "Зазеркалье", и при выходе из вуза первое время только и делаешь, что получаешь ценные уроки и неприятные (местами) сюрпризы - масштабы применения ИТ в бизнесе, в целом, значительно крупнее, чем предполагают даже самые продвинутые сотрудники, администраторы и преподаватели в вузах.

В семинаре принимали участие представители "Альфа-банка", "Банка ВТБ", "Райффайзенбанка", "ЮниКредит Банка" и многих других. Доклады были очень информативными и конкретными при разнообразии тем (что весьма приятно). Лично я для себя сделал следующие выводы:
  • Интеграция - это, наверное, такая "черта" нынешнего этапа развития ИТ. В середине-конце 90-х такой чертой была повальная автоматизация без разбора всех процессов, которые можно автоматизировать, перегонка в электронную форму всей информации, которую можно перегнать. Сейчас же речь идет о том, как ее (информацию) эффективнее использовать, и о том, как оптимизировать существующие бизнес-процессы и разрабатывать изначально эффективные новые. Мне кажется, что это куда более вдумчивый, интеллектуальный виток эволюции.
  • Как минимум банки (не знаю пока, как дело обстоит с другими компаниями) знают, чего они хотят. Выстроилась цепочка:

    бизнес-заказчик->ИТ-подразделение->внешний исполнитель (когда он требуется)->производитель (вендор оборудования или программной платформы)

    Очевидно, что время, когда все вместе пытались что-то сделать в своей организации любой ценой, но своими силами, позади (то есть оно должно остаться позади, и многие это уже поняли). И это правильно - каждый должен заниматься своим делом, а не пытаться "протолкнуть слона сквозь игольное ушко".
  • Большой бизнес или маленький - разобраться и понять, что к чему можно всегда, даже, если ты в этой области не работал. Хвала качественному образованию и прикладным математикам!
  • Все мы ИТ-шники милые люди и почти все боимся индийских разработчиков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий