Поделиться

четверг, 10 сентября 2009 г.

Традиционно неуместные обобщения

Представители онлайн-издания "Руформатор" попросили ответить на пару вопросов, возникших на волне ознакомления с докладом о практической ценности онлайн-обучения "Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies". Получившаяся в итоге публикация "Руформатора" была весьма лаконична (как ей и положено быть), но вопросы на самом деле интересные, хоть и совсем не оригинальные, поэтому рискну поделиться полной версией своих размышлений.

Вопрос: Как вы полагаете, отражает ли это исследование какую-либо реальность? Действительно ли онлайн-студенты демонстрируют лучшие результаты? С чем вы это связываете?

Ответ: Исследование, конечно, отражает реальность, но вопрос в том, насколько достоверно. Приведу один пример: когда я начинал учиться в вузе (1995 год) Интернет на территории РФ еще не так широко раскинулся – информацию для подготовки, курсовых и т.д. искали в библиотеках или в своих книгах. Сегодняшние студенты, в основном, ищут ее в Сети (я знаю, о чем говорю, поскольку в бытность деканом фак-та Программирования у меня было достаточно студентов, и было довольно сложно найти среди них кого-нибудь, у кого была собственная книга по программированию, а найти того, у кого таких книг больше одной, было еще сложнее).

Можно ли на основании этого факта (наличия доступа в Сеть и поиска в ней материалов) утверждать, что современные специалисты в среднем более образованы и профессиональны? Да нет, конечно. К тому же что проку от такого показателя? Что значит «в среднем»? То есть получаются значительно худшие юристы, но значительно лучшие программисты (в отношении последнего – рынок труда не поддерживает это высказывание, а 12-тилетний опыт в образовании не поддерживает вообще ни одно из них), такие же, как раньше, металлурги, но чуть более профессиональные менеджеры? То же самое и с онлайн-обучением во всех его проявлениях.

Кстати, если брать все проявления, то, выражаясь технически, обучение это процесс, включающий: источник, приемник, информационную магистраль и протокол, по которому идет взаимодействие. Онлайн-обучение – не исключение. Подобные исследования «В общем» фокусируются на магистрали, но помимо нее есть и другие важные компоненты. К примеру, можно заявить, что Почта России эффективнее голубиной «в общем». Да, к голубю контейнер не привяжешь - не взлетит... Но если мне нужно отправить записку в соседний дом, то голубиная почта "в общем"-то быстрее (а телефон еще быстрее).

Кто участники процесса: источник и приемник, с какой целью выбирают онлайн-обучение (из этого напрямую следуют критерии оценки эффективности его применения)? Учитывает ли источник знания особенности онлайн-магистрали при разработке курсов и программ? Какие ее особенности используются (Веб 2.0, например, применяем или нет, и если да, то как именно; достижения когнитивной психологии используем или нет)? Каков протокол (методология и методы оценки полученных компетенций обучаемыми)?

Для создания впечатлений подход «В общем» работает хорошо, но для дела в нем маловато конкретики. Нельзя поставить на традиционном образовании штамп «2 сорт», а на онлайне – «1»… это бред. Онлайн – это опция, технология, магистраль, которая может быть, а может и не быть более эффективной, чем передача знаний «из уст в уста» - эффективность не ею определяется (по крайней мере, не только ею), а остальными участниками и компонентами процесса обучения в каждом конкретном случае или группе случаев.

Вопрос: Какие аспекты и элементы образования нельзя перенести в онлайн? Или теоретически весь образовательный процесс можно перевести в онлайн без ущерба?

Ответ: Лет так 7-8 назад я доказывал всем и каждому, что программистов нельзя учить онлайн… несколько месяцев назад сам изучал язык программирования COBOL для расширения кругозора. Можно сказать, что я много чего видел и категоричность несколько подрастерял, поэтому скажу так: можно перенести все, но пока не для всего отработаны технологии.

Наибольшая проблема мне видится в практических аспектах обучения, а еще точнее в тех областях, когда будущая профессиональная деятельность (в случае обучения специалиста) связана с чем-то или кем-то материальным. Например, на практике человеку предстоит работать с установкой, при традиционном обучении он изучает макет или модель этой установки, которая хоть упрощена и уменьшена, но все же материальна, а при онлайн-обучении он работает с моделью совсем другой – нематериальной природы. То есть мы увеличиваем и без того существующий разрыв между обучением и практической деятельностью. Не возникнет ли у обучаемого проблем, и если да, то в каких случаях и какого рода? Есть примеры положительного использования онлайн-обучения и в таких случаях (например, при обучении специалистов по машиностроительным специальностям), но в целом – это интересный аспект обучения, который как раз требует, на мой взгляд, конкретных подробных исследований, выводов и технологий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий