Верстать сам блок (страницы) книги и ее обложку можно самому, если есть навыки (которых лично у меня нет - то есть я все свои авторефераты, монографии, методички и прочее верстаю сам прямо в Word, но верстка книги - это более серьезный труд, который я себе не доверяю).
После передачи материала книги вертальщику, он выделяет основные элементы оформления и структуры (заголовки, списки, таблицы, рисунки) и прикидывает, как это все оформить, чтобы оно лучше смотрелось в книге. Далее он присылает заказчику получившееся на утверждение.
Верстальщику должна быть понятна структура книги - это забота автора, передающего материал. Лично я всегда оформляю материалы так, чтобы структура была видна в Word по команде Вид -> Схема документа, то есть я пользуюсь встроенными стилями для заголовков и названий. Если нужна нумерация заголовков и названий, то она всегда авто-. Литературные источники всегда забиваются через Ссылки -> Вставить ссылку. Ссылки на разделы, таблицы и рисунки по тексту всегда делаются с помощью операции Ссылки -> Перекрестная ссылка, а не вбиваются текстом. Все это позволяет сохранять актуальность ссылок и номеров в названиях рисунков и таблиц, потому что Word отслеживает все это автоматически - даже если вы добавили в середину 10 разделов и выкинули половину рисунков, при следующем открытии файла программа пересчитает и изменит по тексту названия "Рис. N" и ссылки вида "см. табл. M". В зависимости от настроек автоматического обновления ссылок может не происходить - тогда поможет последовательность клавиш Ctrl+a -> F9. Конечно, и здесь не без минусов:
Теперь про обложку - это довольно хитрое "колдунство". Основной блок верстается в зависимости от выбранного формата (размера) и материала. Формат определяет поля и размер бумаги, а содержание и вкус автора и верстальщика - оформление. С обложкой все несколько хитрее - тут необходима коммуникация между верстальщиком и типографией. Обложка верстается с учетом толщины корешка, которая зависит от применяемых материалов для обложки и страниц (вид/сорт бумаги измеряется в г/кв. м, но понятно, что она имеет и разную плотность и разную толщину) и процесса скрепления - какова толщина корешка должна знать типография. Однако типография не может дать шаблон с шириной корешка до тех пор, пока не будет понятно, какова толщина книжного блока, то есть сколько полос будет в книге (потому что чем больше эта толщина, тем шире должен быть корешок) - толщину блока верстальщик не знает до тех пор, пока его не сверстает (число полос в книге никогда почти не соответствует числу страниц в документе Word - у меня было 324 страницы, а получилось 432 полосы).
Таким образом, сначала заверстывается книжный блок, потом делается запрос в типографию, которая с учетом выбранных материалов для обложки и страниц, особенностей процесса скрепления, а также объема книги выдает шаблон, по которому верстальщик ваяет обложку.
И вот оно - два файла PDF (в идеале нужно еще стребовать с верстальщика исходники): обложка и книжный блок. С этим можно идти в типографию, но не стоит торопиться...
В чем обычно верстают? По словам моего профессионального верстальщика:
Верстают в чем и раньше:Обложка и сам книжный блок верстаются отдельно.
- Adobe Pagemaker - для отчетов фирм;
- Adobe Framemaker или CorelVentura - для научных книг;
- Adobe Indesign или QuarkXpress - более предназначены для журнально-газетных материалов, но есть и надстройки позволяющие комфортно работать со сложными структурированными книгами;
- TeX и его модификации (LaTeX, MEТeX и т.д.) - более предназначены для научных отчетов, но с надстройками можно и книги ваять (есть крупные - специалисты).
После передачи материала книги вертальщику, он выделяет основные элементы оформления и структуры (заголовки, списки, таблицы, рисунки) и прикидывает, как это все оформить, чтобы оно лучше смотрелось в книге. Далее он присылает заказчику получившееся на утверждение.
Верстальщику должна быть понятна структура книги - это забота автора, передающего материал. Лично я всегда оформляю материалы так, чтобы структура была видна в Word по команде Вид -> Схема документа, то есть я пользуюсь встроенными стилями для заголовков и названий. Если нужна нумерация заголовков и названий, то она всегда авто-. Литературные источники всегда забиваются через Ссылки -> Вставить ссылку. Ссылки на разделы, таблицы и рисунки по тексту всегда делаются с помощью операции Ссылки -> Перекрестная ссылка, а не вбиваются текстом. Все это позволяет сохранять актуальность ссылок и номеров в названиях рисунков и таблиц, потому что Word отслеживает все это автоматически - даже если вы добавили в середину 10 разделов и выкинули половину рисунков, при следующем открытии файла программа пересчитает и изменит по тексту названия "Рис. N" и ссылки вида "см. табл. M". В зависимости от настроек автоматического обновления ссылок может не происходить - тогда поможет последовательность клавиш Ctrl+a -> F9. Конечно, и здесь не без минусов:
- При большом объеме документа и большом числе внутренних ссылок сильно увеличивается время, необходимое на его сохранение и пересчет этих ссылок. Под конец документ с материалом книги сохранялся у меня в течение 10 секунд, ссылки пересчитывались в течение где-то пары минут, и вдобавок, когда периодически и неотступно срабатывало Автосохранение, Word замирал секунд на 5, причем происходило это по Закону Мэрфи - в момент озарения и всегда неожиданно.
- Форматирование списка литературы и библиографических ссылок в Word происходит странно. Вот странно и все. Какой бы встроенный формат для этих элементов ни выбирался - он все равно далек от того, что положено по нашим ГОСТам, взять хотя бы круглые скобки - (1), вместо необходимых квадратных - [1] (существуют способы решения данной проблемы, но они противоестественны и помогают только человеку на том компьютере, где они применены). Это бесит, но все равно хранить информацию об источниках в базе вместе с документом лучше, чем в виде неформатированного текста (вдобавок это позволяет один раз забить источник и вставлять ссылки на него в разные документы).
Теперь про обложку - это довольно хитрое "колдунство". Основной блок верстается в зависимости от выбранного формата (размера) и материала. Формат определяет поля и размер бумаги, а содержание и вкус автора и верстальщика - оформление. С обложкой все несколько хитрее - тут необходима коммуникация между верстальщиком и типографией. Обложка верстается с учетом толщины корешка, которая зависит от применяемых материалов для обложки и страниц (вид/сорт бумаги измеряется в г/кв. м, но понятно, что она имеет и разную плотность и разную толщину) и процесса скрепления - какова толщина корешка должна знать типография. Однако типография не может дать шаблон с шириной корешка до тех пор, пока не будет понятно, какова толщина книжного блока, то есть сколько полос будет в книге (потому что чем больше эта толщина, тем шире должен быть корешок) - толщину блока верстальщик не знает до тех пор, пока его не сверстает (число полос в книге никогда почти не соответствует числу страниц в документе Word - у меня было 324 страницы, а получилось 432 полосы).
Таким образом, сначала заверстывается книжный блок, потом делается запрос в типографию, которая с учетом выбранных материалов для обложки и страниц, особенностей процесса скрепления, а также объема книги выдает шаблон, по которому верстальщик ваяет обложку.
И вот оно - два файла PDF (в идеале нужно еще стребовать с верстальщика исходники): обложка и книжный блок. С этим можно идти в типографию, но не стоит торопиться...
В продолжении данной темы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий