Поделиться

воскресенье, 20 марта 2011 г.

Редакторские будни: после "В печать". Часть 3

Выходные сведения - это тексты, содержащие краткую индивидуальную и типовую характеристику издания, индивидуальные шифры, облегчающие его обработку и читательский поиск в книжном магазине и библиотеке, ат акже знаки охраны прав авторов произведений, опубликованных в издания.
В число этих сведений входят:
  1. международный стандартный номер сериального издания (для журналов) ISSN
  2. надзаголовочные данные
  3. данные об авторах и других участниках создания и подготовки издания
  4. заглавие и подзаглавие издания
  5. подзаголовочные данные
  6. выходные данные
  7. международный стандартный номер книги ISBN
  8. классификационные индексы УДК и ББК
  9. авторский знак
  10. штрих-коды
  11. знаки охраны авторского права
  12. над- или предвыпускные данные
  13. выпускные данные
(Мильчин А.Э. Справочник издателя и автора. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2009)

Проще говоря - это очень и очень много информации, и если ее не достает, то книга как бы и не вышла. Если вы работаете над произведением, не задумываясь о выходных сведениях, то все равно часть из них сгенерируете, еще часть оформит верстальщик. Но все же остаются элементы, о которых вам необходимо озаботиться специально и самостоятельно.

Во-первых, это ISBN - международный идентификатор книги. Каждой книге (и каждому ее изданию кроме случая, когда производится перепечатка без изменений с том же обложкой и тем же содержанием) соответствует уникальный ISBN. Придумать ISBN нельзя - его нужно получить у уполномоченного агентства. Я получал номер в Российской книжной палате (РКП), стоит это 1200 руб. (по состоянию на февраль 2011 года). Можно скачать шаблон заявки с сайта, отослать оформленную заявку по электронной почте, провести оплату через банк, дождаться звонка из РКП, приехать и забрать номер (и, кстати, штрих-код, ему соответствующий, хотя таковой можно сгенерировать и самостоятельно с помощью инструментальных средств). Нужно иметь в виду, что получение ISBN и выпуск книги накладывает на издателя (либо на издательство, либо на то лицо, которое платит за типографию и получает тираж) определенные обязательства, а именно: отослать посылкой в РКП 16 экземпляров своей книги.

Во-вторых, индексы УДК (международной универсальной десятичной классификации) и ББК (отечественной библиотечно-библиографической классификации). Они определяют, к какой области и подобласти содержания (знания) относится издание. Они помогают библиотекарю или книготорговцу судить о содержании (и соответственно располагать), не читая ее. По идее, для того, чтобы УДК и ББК вашей книги были точными и правильными, необходимо воспользоваться помощью специалиста с библиотечным образованием (обратиться в городскую, региональную, в Российскую государственную библиотеку, ту же РКП и т.д.), но это стоит денег и времени и не является обязательным. Если вы окажетесь в состоянии самостоятельно разобраться в таблицах УДК и ББК, то сможете определить индексы сами.

Наконец, авторский знак - это условное обозначение в виде первой (прописной) буквы фамилии автора, указанного первым, если авторов два или три, и соответствующего начальному слогу фамилии двузначного числа в цифровой форме. В случаях же, если автор не указан перед заглавием или если число авторов четыре и больше, - первой буквы первого слова заглавия и соответствующего начальному слогу первого слова заглавия двузначного числа в цифровой форме. Формально определяется по "Таблицам авторских знаков двоичных", фактически можно "погуглить".

В результате всех этих махинаций, вы получите нечто вроде:

УДК004.03
ББК32.97
А76

Это индексы с коллективного учебника Д.В. Денисов, В.В. Артюхин, М.Ф. Седненков "Аппаратное обеспечение вычислительных систем" - М.: Маркет ДС, 2010.

У каждого индекса свое место в книге, но это зачастую забота верстальщика (если макетирование и верстка осуществляется вами лично, нужно читать ГОСТ Р 7.0.4 - 2006. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления).

Теперь о тираже. Почему о тираже теперь? Потому что сумма, которую необходимо будет заплатить типографии отнюдь непропорциональна его объему. Вот, например, расчет типографии "Content Press", в которую я обращался, для книги на 150 полос в мягком переплете:

Тираж (шт.)Стоимость печати (руб.)
10010 500
20015 000
30019 800

То есть все, что описывалось до этого: объем, цветность, аппаратура, на которой будет осуществляться печать, тип переплета, тип скрепления, особые виды оформления и т.д. вносят свои коэффициенты, но есть еще и дополнительные услуги, например: однократная распечатка макета для проверки, доставка тиража заказчику, отсылка обязательных экземпляров в РКП типографией, выдача ею же ISBN и индексов - все зависит от того, на каких условиях заключен договор. Кроме того, об обязательной отсылке 16-ти экземпляров в РКП нужно помнить, независимо от того, кто будет ее осуществлять (вы или типография), поскольку 100 экз. минус 16 экз. - это уже 84 экз. Конечно, чем больше тираж, тем он дешевле в расчете на одну книгу, но лично я пока что остановился на 100, а там поглядим.

В продолжении данной темы:

Комментариев нет:

Отправить комментарий