Поделиться

среда, 22 июля 2009 г.

Говорим много, осталось выбрать тему

comScore – это компания, специализирующаяся на численной оценке всего того, что происходит в цифровом мире с уклоном к проведению исследований, полезных для маркетологов и рекламщиков. Последний пресс-релиз comScore (Russia has World’s Most Engaged Social Networking Audience) говорит, в частности, о том, что сегодня две трети мировой популяции интернет-пользователей посещают хотя бы один сайт социальной сети хотя бы раз в месяц. Кроме того, выяснилось, что российские пользователи наиболее активны в смысле общения в социальных сетей – средний объем часов, который российский посетитель социальных сетей тратит на них в месяц – 6,6, и при этом он просматривает в среднем 1307 страниц. Самой популярной социальной сетью является ВКонтакте, вторая по популярности – Одноклассники.

Для маркетинга новости хорошие, а стоит ли радоваться всем остальным – это еще вопрос. То есть, вроде бы горевать то и не о чем, но и гордиться особо нечем.

Что касается 2/3 мировой популяции пользователей регулярно посещающих социальные сети – далеко не все из них делают это сознательно («Я хочу на сайт социальной сети!»). Как метко выразился мой коллега Alexiski на сайте (кстати, тоже социальной сети) разработчиков ПО и других ИТ-специалистов - Progz.ru: «Вообще, сейчас достаточно сложно плюнуть так, чтобы не попасть при этом в какой-нибудь блог». Я провел эксперимент: на сайте Google ввел в качестве поискового запроса пришедшее на ум словосочетание «день нерождения» (испытываю слабость к творчеству Чарльза Лютвиджа Доджсона). Шесть из десяти первых ссылок вели на сайты социальных сетей. Хочешь – не хочешь, а посетишь!

Да, мы общительны, и благодаря этому наши социальные сети все больше напоминают маркетинговые, они все больше напоминают платные SMS-сервисы. Все больше преступных атак на пользователей социальных сетей и через социальные сети. И прежде чем станет лучше, станет хуже. Добавим к этому то, что среди миллионов блогов весьма велик процент «мертвых» - неподдерживаемых, то, что безграмотность ширится и растет – найти пост без единой орфографической ошибки – часто проблема. Я читаю через RSS около 50-ти блогов, и бывали дни, когда КАЖДЫЙ из новых постов содержал ошибки. Больше всего огорчает то, что это становится нормой – авторы (не все) еще и борются за свои ошибки и отстаивают неважность грамотности, что просто нелепо.

Как пышность пиров и одежды есть признак болезни, охватившей государство, так и вольность речи, если встречается часто, свидетельствует о падении душ, из которых исходят слова. И не приходится удивляться, если испорченность речи благосклонно воспринимается не только слушателями погрязнее, но и хорошо одетой толпой: ведь отличаются у них только тоги, а не мнения. Удивительнее то, что хвалят не только речи с изъяном, но и сами изъяны. Луций Анней Сенека.

Википедия – уж куда более полезное изобретение. Это гениальный аккумулятор знаний… точнее, она могла бы им быть. При всей численности наших пользователей, «растущем рынке», богатстве русского языка и декларируемой образованности населения в русскоязычной версии Википедии всего 415899 статей (по данным на 22.07.2009, это не аналитика – это видно на ее главной странице). В англоязычной версии - 2965773 статей, на немецком языке - 932854, на французском - 829 771. То есть порождать и аккумулировать знания мы в процессе нашего «общения» как самая общительная страна не слишком хотим, интересно, к чему же оно тогда сводится?

В отношении Одноклассников – не ради критики или обучения жизни, но ради того, чтобы поделиться соображениями и результатами анализа – я всегда руководствовался простой логикой: если люди мне не нужны в реальной жизни, то зачем они мне в сети? С другой стороны если мне мало их в реальной жизни и хочется общаться и чувствовать их рядом с собой постоянно, то для этого более подходит Skype или ICQ. Да, у меня имеется учетная запись на Одноклассниках, но, скажем так, для экстренных случаев – я никогда не инициирую общение, кроме случаев, когда не могу найти человека как-то иначе, и я никогда не стану что-то покупать через SMS, чтобы повесить кому-то что-то на фотографию (простите те, кто сделал это для меня – мне, в общем, приятно, но я мог бы и обойтись), я лучше подарю букет цветов при встрече, если речь идет о девушке... или ужин, если это - парень!

Достаточно много лет я модерирую ветку «Компьютерная графика» на сайте Progz.ru. Выражаясь современным языком – это сообщество, социальная сеть, а выражаясь языком «классическим» - специализированный форум специалистов по ИТ (и тех, кто хочет ими стать). На мой взгляд, что стоило бы посчитать, так это такие вот специализированные сообщества и социальные сети, а неспециализированные разговоры – их много, и я ни коим образом не против, но их количество не переходит в качество, и эволюции в целом, и развитию личностей в отдельности они, в общем-то, не способствуют (разве что учат компьютерной грамотности, да и то – очень специфической ее части – веб-серфингу).

Мне кажется, что такой объем людей и часов в социальных сетях – это явление временное. Мобильные телефоны, e-mail, ICQ, e-Learning – это все технологии, которыми изначально забавлялись все, кому не лень по принципу «Ой, ну надо же!», а потом, постепенно сформировались группы, использующие эти инструменты постоянно или от случая к случаю, но с какими-то определенными целями по принципу «С помощью этого я могу сделать то, что мне нужно»! Это вполне естественный процесс. В случае с социальными сетями это видно из упомянутой мною тенденции отмирания многих блогов, ибо их авторы «наигрались» или просто осознали, что им это не нужно. Можно привести еще один пример – Твиттер (англ. Twitter).

Твиттер – это социальная сеть с очень интересными характеристиками, это сервис микроблогов – размещаемые в сети сообщения ограничены 140 символами каждое. Вследствие этого, а также и по некоторым другим причинам в Твиттере все происходит быстро (я провожу небольшое исследование по Твиттеру, промежуточные результаты которого представлены в статьях «Скажи мне пару "твитов", и я скажу кто ты!» и «Скажи мне пару десятков "твитов", и я скажу кто ты... с большей уверенностью!»). Твиттер существовал с 2006 года, но настоящий наплыв россиян в него начался в начале 2009. Сейчас летом 2009 невооруженным взглядом видно падение активности людей в Твиттере, и видно как спам и маркетинг проникают в него. То есть волна накатилась в ускоренном темпе и также в ускоренном сходит. Я ни коим образом не предрекаю гибель Твиттера: и до наплыва были пользователи и после наплыва они останутся, часть из старожилов в результате наплыва ушла / уйдет, часть из вновь прибывших закрепится, но такого ажиотажа как в марте-мае через некоторое время уже не будет. Думаю, то же будет и с социальными сетями в целом, но помедленнее…

Увы, нынешняя ситуация с Веб 2.0 в России - это цифровое проявление того, о чем М. Задорнов говорит: «Энергия есть, но нет вектора»! Это продолжение нашего реального менталитета. Это тот случай, когда рекорд есть, а смысла в нем – никакого.

Неожиданная (возможно) мораль: Веб 2.0 действительно дал неслыханно доселе широкие возможности для самовыражения, однако не лишне помнить, что и диалог, и монолог по возможности должны быть конструктивны и интересны обеим или более сторонам. Сегодня в Сети можно стать звездой, знаменитостью (или, еще одно бессмысленно привнесенное из иностранного языка слово - «селебрити»), описывая в блоге каждый день по три раза процесс чистки своих зубов и приводя количество раз, которое вы сплюнули. Кстати, оригинальная идея: можно тотализатор организовать («Сколько раз я сплюну в следующий раз?»). Наверняка что-нибудь подобное уже существует или появится в ближайшее время. Сделает ли такая «звездность» честь блоггеру или его читателям? Мне кажется, что нет. С другой стороны и к этой идее можно подойти конструктивно: рассматривать в постах особенности различных зубных паст и щеток, описывать техники чистки – будет полезно и интересно. Вопрос подхода! Между прочим, самовыражение – это тоже субъект ответственности (социальной, моральной, уголовной...). Еще можно в театр сходить или книжку прочитать (в идеале, конечно, и то, и другое), а потом изложить / обсудить свои впечатления. Я никогда не доверял рецензиям ни на что: ни одна из прочитанных мною сотен рецензий на что-либо не совпадала с моими ощущениями после ознакомления с предметом. И, тем не менее, логика подсказывает, что предметное общение всегда лучше беспредметного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий