Поделиться

воскресенье, 4 сентября 2011 г.

Редакторские будни: обращение в издательство

Книга (учебник, монография и т.д.) может быть опубликована либо издательством, либо самостоятельно автором через типографию. В зависимости от выбранного (и доступного) пути автору необходимо пройти разные этапы от идеи / «сырого» материала до получения конечного результата.

В случае, если за публикацию книги берется издательство путь оказывается длиннее по времени, но дешевле. Любое издательство размещает на своем сайте информацию для авторов: требования к оформлению рукописей, адреса электронной и традиционной почты сотрудника или отдела, принимающего предложения по изданию книги, а также шаблоны документов, которые автор должен направить в издательство, чтобы его предложение было рассмотрено. Как правило, формулируя свое предложение, автор должен предоставить следующую информацию о книге (формат представления может меняться от издательства к издательству):
  • название;
  • введение к книге и / или несколько глав из нее;
  • назначение предмета книги и его текущее состояние;
  • категория книги (учебник, справочник, руководство, пособие, задачник и т.д.);
  • целевая аудитория книги (включая необходимый уровень подготовки читателя);
  • аннотация (от 200 до 500 слов);
  • практическая значимость книги;
  • конкурирующие книги и особенности книги автора по сравнению с аналогами;
  • может ли книга использоваться как учебник / учебное пособие (большинство издательств отдают предпочтение книгам, имеющим гриф учебно-методического объединения по той или иной специальности);
  • количественные данные: объем в авторских листах (1 авторский лист равен 40 000 знаков, включая пробелы), степень готовности рукописи в процентах, количество и цветность иллюстраций, количество таблиц, снимков экрана, листингов и т.д.;
  • подразумевается ли поставка в комплекте с книгой CD или DVD-дисков (с данными, видео или аудиоматериалами).;
  • в некоторых случаях издательство уже на этапе первого обращения автора требует предоставить подробный план-проспект книги с ее подробным оглавлением и указанием объема в авторских листах каждой главы и раздела (такой документ в любом случае нужно будет создавать, но чаще на более поздних этапах общения между автором и издательством).
Большинство программных продуктов для редактирования документов позволяет отобразить их объем в знаках. В Microsoft Word версий до 2007 статистика по документу отображается с помощью меню Сервис -> Статистика, в версии 2007 и 2010 – по командам Рецензирование -> Статистика, в OpenOffice.org Writer 3 – по командам Сервис -> Количество слов.

Кроме того, автору или авторам зачастую необходимо предоставить информацию о себе, включая контактные данные, ученые степени и звания, список предыдущих наиболее значимых опубликованных книг (в понимании издательства это означает издания, отпечатанные и разошедшиеся наибольшим тиражом), а также, что немаловажно, описание методов, которыми сам автор или авторский коллектив может способствовать маркетингу книги.

В случае достижения договоренности между авторами и издательством последнее берет на себя затраты все по опубликованию книги, либо эти затраты, как и будущие доходы, делятся между издательствами и автором в некоторых, закрепленных договором пропорциях.

При передаче материала в издательство помимо соблюдения его требований к оформлению рукописей (традиционно прикрепляемых к договору), рекомендаций, данных ранее в разделе о публикациях в журналах, необходимо помнить о том, что книга по сравнению со статьей – произведение значительно более сложное по структуре. Структура (главы, разделы, сноски, указатели, таблицы, рисунки и т.д.) должны либо четко прослеживаться по электронному документу, либо оформлены тегами (например «здесь рисунок из файла 3.1.jpg»). Если при оформлении рукописи, автор использует встроенные стили для оформления заголовков разных уровней, то структуру документа можно увидеть по команде меню Вид -> Схема документа в Microsoft Word или Вид -> Навигатор в OpenOffice.org Writer 3.

Различную помощь в поиске издателя, а также редактора, корректора и работы для редактора и корректора могут оказать профильные сообщества в Интернете. Мне использовать их для этого не доводилось, зато начитался я о перипетиях взаимоотношений между авторами и всеми остальными вдоволь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий