Поделиться

четверг, 15 января 2009 г.

Виртуальные лаборатории каменного века

На днях в нашем дружном коллективе завязалось обсуждение того, что такое e-learning. То, что e-learning - это "наше все", сомнений не вызывало, не даром в этой области работаем. То, что для человека, впервые столкнувшегося с этим термином, он легко определяем на бытовом уровне, как "обучение с помощью компьютера" или "обучение через Интернет", тоже сомнений не вызывало. Вопрос в другом - в значении термина с научной и практической точек зрения.
Изучение множества материалов по теме приводит к двум выводам:
  1. Авторы нечасто озадачивают себя подобным вопросом.
  2. Если озадачиваются, то мгновенно становится видна разница в трактовке понятия.

Определений термина "e-learning" существует множество. При этом они кажутся тем более правильными, чем более расплывчаты. Например, к e-learning относят "электронные учебники, образовательные услуги и технологии". Хорошо, но что подразумевается под технологиями? Технология доставки знаний или технология организации обучения?

Например, видеоконференция вполне может использоваться в рамках e-learning, а может и сама по себе. Стоит ли ее в этом случае присовокуплять как часть e-learning? Виртуальные лаборатории (например, проведение физических экспериментов на виртуальной установке) может применяться в обучении, но, во-первых, такие программные средства разрабатывались еще до появления самого термина и явления e-learning, а, во-вторых, такое виртуальное оборудование - это по сути просто модель. Кстати, реальная физическая установка тоже - модель для воспроизведения какого-либо реального физического явления. Моим любимым определением термина "модель" является следующее: А является моделью Б, если А отвечает на вопросы относительно Б. Отличное определение, оно позволяет мгновенно решить, что является моделью конкретного процесса или объекта, а что - нет. Виртуальная лаборатория - это просто новая разновидность модели, появившаяся благодаря развитию компьютерных технологий, e-learning, в общем случае, тут совершенно ни при чем.

Идем дальше - электронные учебники. Безусловно, их "электронность" накладывает определенную специфику (и немалую) на создание материала, его компоновку и прочие аспекты (к счастью, сканирование бумажных учебников, выкладка их в сети и обзывание всего этого e-learning ушло в прошлое... бывает, правда, наоборот - то что было разработано для сети печатается на бумаге). И грамотно скомпоновать такой учебник можно только используя методы, как это часто называется, "педагогического дизайна" - еще один термин. Владеть такими методами означает, по сути, вдалеть методами педагогики, информационными технологиями и хотя бы основами когнитивной психологии.

Итак, получается, что в том смысле, в котором термин e-learning чаще всего применяется, он легко разбивается на составляющие, каждая из которых на самом деле уже является частью других концепций, технологий или наук. Хорошо это или плохо? Хорошо, но не конкретно - e-learning, таким образом, оказывается ближе всего к некоей синергетической концепции.

Есть и другой взгляд - "магистральный". Так можно считать, что e-learning - это реализация любых образовательных процессов (в виде услуг) в том случае, если в роли канала взаимодействия (магистрали) обучающих и обучаемых, обучаемых между собой, а также обучаемых с материалом выступают электронные носители или средства связи. Оговорка "в виде услуг" необходима, иначе процессом e-learning можно считать пиратское скачивание и просмотр видеофильма о борьбе с зомби. Технология же образовательного процесса, каким бы он ни был, должна быть либо адаптирована с учетом специфики магистрали и когнитивных свойств человека, либо разработана с нуля по эту магистраль. Именно эта магистральнозависимая адаптация/разработка формирует ядро e-learning со всеми вытекающими последствиями и привлечением уникальной совокупности методов других наук и теорий.

Может быть это определение немногим лучше всех тех, что я видел, но из него вытекает именно то, в чем e-learning отличается от всего остального, а не то в чем он похож или является частью всего остального...

Комментариев нет:

Отправить комментарий