Поделиться

вторник, 27 марта 2012 г.

Цифровой стиль жизни

Когда я писал «Реальность 2.0b» (сентябрь 2008-февраль 2011), структурировал ее по главам, соответствующим месту ИТ в разных областях человеческой активности: в общении, политике, преступно деятельности и т. д. В принципе, считаю, что это было уместно. Не единственно правильная классификация, конечно, но вполне достойная. А недавно, в конце прошлого года встал вопрос: брать телефон на Android-е или телефон, у которого окромя набора номера и ответа на входящий звонок нет других функций, и в придачу планшетник, который легко и элегантно влезает в рабочую сумку? И это был только первый вопрос из целой череды:
  • Стоит ли покупать Playstation Vita?
  • А стационарный домашний компьютер менять, или пускай еще поработает?
  • Ноутбук уже можно продать, или еще пригодится? И так до бесконечности.
Подумалось: сегодня можно рассматривать ИТ с позиции стиля жизни их обладателей, а самих обладателей - в зависимости от тех гаджетов, которыми они владеют. Ведь тем, чем человек обладает, он должен как-то и зачем-то пользоваться. Сейчас такое количество технологий и электронных «игрушек», они так широко распространились, что спрашивать у человека: «Как эта штука или крутящаяся в ней программа позволяет тебе повышать эффективность труда?», часто неуместно. Чаще уместнее подумать о том, как то или иное устройство вписывается в стиль жизни того или иного человека или группы лиц и как его характеризует:
  • на чем ездит по городу человек, обладающий планшетником, и пользуется ли он им в дороге?
  • какая доля владельцев iPhone подключена к Интернету на безлимитной основе?
  • любители портативных игр на Playstation Vita в России используют сетевые функции приставки или играют исключительно сами с собой?
  • ноутбуки, нетбуки - чего сегодня больше в студенческих рюкзаках (прошедшей осенью я проходил мимо общежития МЭСИ, видел заселяющихся «первокуров» - насчитал три Playstation-а и всего один Xbox360, ну это так, к слову)?
  • представители каких слоев населения в какие игры играют и, главное, чаще выигрывают?
  • какой процент наших сограждан не играл в жизни ни в одну компьютерную игру за исключением «Солитера»?
  • как много представительниц прекрасного пола при выборе нового портативного компьютера задумываются о сочетании цветовой гаммы его корпуса и вещей в своем гардеробе (и как много представителей сильной половины человечества покупают розовые ноутбуки)?
  • сколь многие люди и какие именно с точки зрения социального положения задумываются над тем, можно ли переключить голос навигатора с женского на мужской… и сколь многие таки переключают?
  • через сколько компьютеров в среднем проходит одна флешка на шестнадцать гигабайт в течение своей жизни?
  • каковы средние характеристики домашних ПК российских пользователей в возрасте от 30 до 40 лет и от 20 до 30 и так далее, и тому подобное?
Дело даже не в том, чтобы собрать статистику по данным вопросам - это сделать довольно легко (относительно легко, конечно). Дело в том, что, возможно, имеет смысл смотреть не на то, как технологии меняют экономику, общественную жизнь, мораль, средства массовой информации и прочее, видимое на расстоянии, а на то, как мы, именно мы сами - каждый конкретный человек, выбираем те предметы и технологии, которые изменяют наши личные привычки, наше поведение, быт и стиль или наоборот органично вписываются в них. Две стороны одной медали: ИТ в большом и ИТ в малом. Двадцать лет назад такой двойственности не было, а пятьдесят лет назад о ней, наверное, трудно было даже думать всерьез. Если возьмусь когда-нибудь еще за одну книгу из серии «Реальность 2.0b» (или «3.0», или «rc» вместо «b»), рассмотрю возможность построения ее структуры именно на основе тезиса: «ИТ в малом» - в большом уже было.

Комментариев нет:

Отправить комментарий