Поделиться

суббота, 5 ноября 2011 г.

Игры и рост

Вчера закончил кампанию в Uncharted 3: Drake's Deception. Красиво. Перестрелок стало больше, врагов стало больше, они стали более подвижными и живучими. Прицел куда-то сбит. В процессе прохождения игры постоянно испытываешь дежа-вю: пришел на место, решил задачку, прибежали враги, все разрушилось, убежал. "Томб-райдеризм" (платформинг) стал больше похож на Infamous, чем на сами предыдущие Uncharted (1 & 2). А вот кооперативные сетевые приключения очень понравились. Не буду писать про смешанные чувства - все всегда пишут про смешанные чувства,  мне другая мысль пришла на ум: "А куда расти успешной игре в ее следующей серии"?

Вопрос, на самом деле, интересный. Если игра люто провалилась, и издатель не разогнал разработчиков, решив дать им еще один шанс, или отдал франчайз какой-то другой команде, то руки у этой команды развязаны: новая серия может начинать с чего угодно и расти куда угодно, главное чтобы было "не как в прошлый раз" - никто ведь ничего особо не ждет. Но если предыдущая серия игры была удачной, то от нее ждут, еще как ждут, причем не абы чего, а примерно того же, что было, только "еще круче". С другой стороны, если мега-популярной стала не первая серия игры, а, скажем, вторая, то к уже имевшейся у франчайза аудитории добавились новые люди, с новыми предпочтениями, которые хотят, чтобы в третьей части учли и их интересы. А еще на разработчика давит издатель и, если этот издатель - Sony, Nintendo или Microsoft, то он заставляет применять свои часто убогие технические новинки (вы знаете, о чем я).

Возьмем все тот же Uncharted, для начала - первый. Первое появление и успех. Мультиплейера нет. Трофеев нет (их тогда еще вообще не было, когда позже Sony их добавила, они появились и в Uncharted с одним из патчей). Кампания не сказать, что короткая, но и не длинная.

Аудитория жаждет больше. Во втором Uncharted увеличивается количество сокровищ, изначально есть трофеи (а где их сейчас нет), появляется сетевой режим и DLC. "Да! Да!" - скандирует аудитория. - "Еще! ЕЩЕ! Где кооперативные режимы? Где мега-навороты на оружие"?

В третьем появляются навороты на оружие и кооперативные режимы. Но вот перестрелок в кампании уж как-то больно много, и сама игра стала еще больше похожа на шутер.

Возьмем другой франчайз: Ratchet & Clank. У него немного другая судьба. Первые три части были весьма популярны у людей, кайфующих от платформеров, исследования местности и поиска секретов. В четвертой решили сделать мультиплейер, чем превратили игру... и снова в шутер, полностью убив исследовательскую составляющую. К счастью, не знаю по какой причине, но после этого Sony, видимо, отстало на некоторое время от Insomniac, в результате чего появилось еще три хорошие серии (хотя вторая из них - Quest for Booty, была ни два, ни полтора - проходилась часа за 2,5 - 3). Но вот накатила новая волна - массовый мультиплейер, казуальщина и 3D. И снова настала пора отдавать дань тенденциям. И снова Ratchet & Clank: All for One становится шутером с насмерть убитой исследовательской и поисковой компонентами (на самом деле игрушка довольно забавная, но все же надеюсь, что после этой серии разрабов "отпустит" еще так серии на три).

Черт возьми, мне даже никто не сможет возразить: "Что ты жалуешься? Не нравятся теперешние R&C - играй в Х"! Потому что игр-платформеров Х, где можно поискать секреты, уже просто не осталось. На платформе Playstation было три таких кита: Ratchet & Clank (теперь разработчики тратят усилия на никакой шутер Resistance и "новых" Ratchet-a & Clank-a), Sly Cooper (его разработчики с головой ушли в вялый Infamous) и Jak & Dexter (компания Naughty Dog занята серией Uncharted). Правда появился Batman - слава тебе Господи и Rocksteady, но он наполовину файтинг!

Нельзя объять необъятное - временные, материальные и трудовые ресурсы разработчиков ограничены. Хочешь больше мультиплейера? - Получи однопользовательскую кампанию, составленную из многопользовательских же карт и связанную кое-как видеороликами. Хочешь Playstation Move (кто-нибудь вообще это хочет?)? - Получи кривую камеру, отсутствие прокачки, никакой сюжет и чудовищное однообразие. Креативные ресурсы ограничены тоже: если во второй части Uncharted Дрейк картинно полусрывался с трубы, и это было круто, то шансы на то, что он будет десяток раз полусрываться в следующей серии - весьма велики (и мой прогноз полностью оправдался), но это будет уже не круто.

В западной журналистике бытует шутка про то, что по каждому франчайзу рано или поздно будет выпущен "cart racing". Увы, реальность еще более жестока, чем фантазия - у нас все игры постепенно превращаются в шутеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий