Поделиться

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Об анонсе Playstation 4

Ну вот, анонс состоялся, изложу свои соображения.

По архитектуре: новое устройство построено на x86, что не может не радовать разработчиков, хотя лично мне как игроку практически все равно. Сильнее радует наличие 8 Гб памяти (вместо обещанных 4 Гб), которая  доступна и для CPU, и для GPU. Почему второе меня радует больше, чем первое? Потому что с процессором на самой неортодоксальной архитектуре с самым "внезапным" набором команд все же можно научиться работать, а еще - создать инструменты для облегчения этой работы (конечно, не сразу, а через пару лет после выхода устройства). Как показал пример Playstation 3, с DevKit-ами для которой в свое время поставлялись справочники исключительно на языке оригинала, -  если ты хочешь издаваться на консоли, ты научишься на ней работать. Да, теоретически упрощение программирования позволит разрабам сосредоточиться на чем-то более важном для игр, но, наблюдая за развитием отрасли много-много лет, я не могу сходу назвать ни одного преимущества, которое гарантированно доставила бы мне как игроку традиционная архитектура по сравнению с нетрадиционной. Все это вопросы технические и маркетинговые - к качеству сюжетов в играх и геймплея все они прямого отношения не имеют. Правда, новая консоль означает с одной стороны, что будет необходим некоторый период адаптации разработчиков, а с другой - увеличение числа полигонов на модель и прочее. То есть гарантированно вырастет стоимость разработки. Если посмотреть на это с такой позиции, то отсутствие необходимости адаптироваться к совершенно инопланетной архитектуре - большой плюс. Что касается оперативной памяти, то увеличение ее объема на любом устройстве (в разумных пределах)  - это всегда хорошо и зачастую ощущается, и я сходу могу сказать, что текстуры и работа с ними могут быть более качественными при 8 доступных гигабайтах, чем при 4, что загрузки могут сжаться по времени и так далее. А кроме того, если даже научиться в совершенстве использовать 4 Гб памяти - это не превратит их в 8 Гб, то есть в отличие от случая с архитектурой процессора, здесь мы имеем ограничение, непреодолимое без снижения скорости работы приложения или ухудшения картинки (или звучалки). На самом деле, жалобы на малый объем памяти, обращенные разработчиками игр к разработчикам консолей, я слышал, по-моему, еще лет 10 назад. Интересно, что для большинства людей удвоение памяти в консоли оказалось неожиданностью - спецификация поменялась в последний момент перед анонсированием приставки. Собственно, спецификация ставит будущую приставку объективно по сумме технически выше игровых ПК: далеко не у каждого ПК 8 Гб памяти, а благодаря единой конфигурации всех экземпляров консолей, использовать их ресурсы можно значительно эффективнее, чем непонятно какие ресурсы непонятно каких ПК. Конечно, эти преимущества быстро сойдут на нет, но это будет потом.

Социальные фишки: я понимаю, что это - тренд, но мне все равно. Посты в социальные сети, в том числе с видеонарезками а-ля "вот так я играю"? У меня в Facebook, по-моему, пара человек, которым это может быть интересно, еще пара человек "В Контакте", а вот коллеги по МОО "Информация для всех", коллеги с бывших работ и по МЧС, скорее всего, после нескольких таких моих "выступлений" перестанут считать меня своим "другом".

Стриминг: новая приставка не будет поддерживать напрямую игры от старых, только через Gaikai, который Sony заблаговременно приобрела. Вообще, все что связано с реализацией Sony политики в области обратной совместимости и цифровых продаж (сейчас стриминга нет, но есть интернет-магазин цифрового контента), с моей точки зрения, - афера, бардак и караул. Когда в приставку (Playstation 3) изначально встроена возможность запуска игр с предыдущих поколений консоли, но под девизом "Наши пользователи хотят играть в новые игры" эта возможность попросту отрубается, а через месяц на полки магазинов начинают вылезать те же самые игры, переделанные под HD, а еще через пару месяцев - в онлайн-магазине в цифровом виде появляются кучами старые игры, даже непеределанные под HD, за которые, чтобы поиграть, нужно платить, - это откровенная афера и хамство. И не надо называть это бизнес-практикой: я в свое время потратил кучу денег на то, чтобы мне из Европы доставили оригинальные лицензионные диски с Final Fanrasy VII и Metal Gear Solid, потому что я уважаю эти игры и их создателей. Обе игры выпускались для Playstation 1, но играл я в них на Playstation 2. На Playstation 3 мне сначала предоставили возможность продолжить их использование, а потом отобрали ее, и эти же игры (как минимум FFVII) выложили в онлайн-магазин, чтобы я второй раз платил за одно и то же, если, конечно, хочу (я не захотел). Так вот по имеющейся информации профиль пользователя с Playstation 3 будет перенесен на Playstation 4, а вот покупки в цифровом магазине - нет (то же самое было с покупками для PSP, которые не перенеслись на Vita). Называть эту аферу бизнес-практикой - это все равно, что Свету Курицыну (автора крылатых фраз "Мы стали более лучше одеваться...", "В сельском хозяйстве очень хорошо... стало больше земель..." и т. д.) именовать, как это делается на странице программы "Луч света", "покорившей Интернет своей непосредственностью", в то время, как на самом деле, она насмешила Интернет своей тупостью.

Показали новый контроллер: мне по-прежнему нравится старый.

Не показали саму приставку: ну и что? Если уже известно, что она сможет делать, кому какое дело, как она выглядит?! Еще успеем насмотреться.

Ориентировка на core-gamer-ов: вот это хорошо, вот на этом спасибо. Правда, непонятно, что же изменилось - казуальные игроки давно все на планшетах и телефонах, даже Wii U их не заманила, та по продажам просто тонет, причем со скоростью топора. Вообще, все страхи и крики по поводу ухода проектов на названные устройства, по-моему, сильно преувеличены. Они имеют значение только в ситуации, когда производители консолей и игр для этих консолей пытаются быть не теми, кто они на самом деле есть, и пытаются захватить ртом даже не наибольший кусок общего для них всех пирога, а кусок какого-то вообще чужого пирога, совершенно с другой начинкой, который просто где-то не очень далеко стоял. Вдумаемся: консоль - это устройство специально для игр, подключается оно к большому телевизору, к системе звука 5.1, или DTS, или TrueHD и т. д., имеет специализированный контроллер. Понятно, что человек, который все это покупает и подключает, не будет садиться за приставку на 5 минут в перерыве между деловыми встречами. Он строит всю эту конструкцию, чтобы получать от игр систематическое и продолжительное в каждом сеансе удовольствие, возможно, с друзьями, возможно, с пивом и орешками. Сравните с играющими на телефонах - это совершенно разные люди. Физически это может быть и один человек, но в разных ситуациях он клиент разных компаний и "член разных партий". Это (единая физическая сущность и множество электронных / интеллектуальных) вообще характерно для нынешнего исторического периода, во многом проявляется. Что до игровых проектов, которые уходят на гаджеты, то пусть они туда уходят, остаются там, и не дай бог им вернуться - я ни разу в жизни ничего не видел на гаджете, чего бы мне захотелось на консоли или ПК, и чего бы у меня там или там уже не было. Я не представляю себе ситуацию, чтобы кто-то из друзей ткнул меня лицом в свой планшет, показав на этом "недоэкранчике" какую-либо игру, и чтобы я при этом позавидовал. Глубже всех в сектор "казуальщины" вляпалось именно Nintendo, там оно теперь и хватает ртом воздух, вместо пирога. Microsoft наступило в этот рынок одной ногой, но пытается намочить и вторую, а вот Sony, похоже, из этого болота вылезает (но не слишком громко пыхтя и фыркая, чтобы не распугать его обитателей).

Будет новая камера и индикатор на контроллере: посмотрим, конечно - может быть, это будет что-то ненавязчивое и полезное. В размахивание руками с целью управления я не верю: не верил в Move (и правильно), не верю в Kinect (и правильно). У меня есть для этого две причины, которые сливаются в одну:

  1. Люди не привыкли управлять такими сложными вещами, как игра (а равно и веб-серфинг, а равно и вычисления, программирование и т. д.) походя - сейчас это выделенные процессы, требующие концентрации, которой добиться значительно проще, если у тебя в руках некий контроллер, и ты точно знаешь, что вот именно в нем, и в том месте, которым ты его держишь, и заключена "сила". Глобальные стратегические замыслы в твоей голове и сложнейшие комбы, которых ты помнишь сотни, реализуются на экране посредством мелкой моторики пальцев - широкие жесты неэкономны. Для того, чтобы люди свободно управляли всем подряд жестами, должно пройти время, и информационные технологии должны с нами как с человеческими существами еще более плотно "интегрироваться". А еще должно стать понятно, нафига это нужно?
  2. Это не по core-gamer-ски!

Две эти причины сливаются в одну, потому что в сумме они образуют deadlock: именно с игр могла бы начаться эволюция управления сложными процессами, но не начнется, потому что "не шарман", и наоборот, оно могло бы быть "шарман" для геймеров, если бы стало общепринятым, но само собой оно таковым не станет.

Sony анонсировала приставку раньше Microsoft: наверное, это хорошо - время покажет. Действительно, в прошлом поколении Microsoft выступила со своей приставкой раньше (да и выпуск ее на рынок состоялся раньше) и, как многие говорят, победило, но мне кажется, что дело не только в датах анонса и выпуска, да и трактовка термина "победа" у каждого своя: у меня на PS3 сотня игр, а на Xbox360 - штук 5.

Были показаны игры (в количестве сильно больше одной): это однозначно хорошо, ибо в прошлый раз в день старта продаж Playstation 3 играть на ней было особо не во что.

Резюме: конечно, железо нужно периодически менять, семилетний цикл, возможно, не устраивает разработчиков и издателей игр (он слишком длинный по их мнению), а по мне - так самое то. Каких-то революций я не заметил и, скорее, рад этому, чем не рад. Действительно, мне со временем придется потратить деньги на нереволюционный девайс, но я же трачу их на замену ПК, когда старый все еще как-то работает! Что касается Sony, то можно сказать уверенно, что компания в ходе борьбы за рынок в этот раз не допускает откровенно глупых ошибок - все разумно, в рамках трендов, сдержанно, с учетом здравого смысла. Есть свои нюансы, которые мне не нравятся, но как минимум у приставки есть будущее, что меня как фаната Playstation, как ни крути, радует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий