Поделиться

суббота, 30 июня 2012 г.

О "Прометее"

Наш совместный с Игорем Семёновым пост (скорее его пост совместный со мной, ибо идея была его) про один из образчиков современного киноискусства. ОСТОРОЖНО: фильм разбирается по косточкам, поэтому весь материал - чистейший спойлер от начала и до конца!

Предисловие

Понятно, что оригинальный, цепляющий за душу сюжет – это сегодня роскошь, как для игр, так и для фильмов. Понятно, что игра актеров часто оставляет желать лучшего (часто они вообще не понимают, что играют, и часто это не их вина), а детали, характеры и все остальное наполнение за исключением нарисованных декораций вызывает отвращение. В чем сегодня преуспел кинематограф, так это в подаче «блюда» (графике и трехмерности), но каким бы блюдо ни было красивым, оно при этом может быть пресным, а в некоторых случаях еще и мерзким на вкус или даже вредным для здоровья. Собственно, таким является и рассматриваемое творение.

Общее ощущение – какая-то клиповая резиновая бредятина. Жутко жаль потраченного времени: все смотришь на часы и ждешь, когда же эта пытка закончится (а ведь в 1982 году Ридли Скотт снял «Бегущего по лезвию»). Такое ощущение, что фильм снят для того, чтобы было из чего нарезать трейлеров (а может его склеили из трейлеров…). Или сценарий писался за час с помощью мозгового штурма, вот только потом не были выбраны лучшие идеи, и в фильм были помещены все идеи, среди которых не было не то что лучших, а даже ни одной более-менее стоящей. На весь фильм пяток диалогов и ни одной мысли (а ведь Ридли Скотт снял «Ганнибала» в 2001). Зомби, кальмары, пришельцы… в «Чужом» 1979 года (который тоже снял Ридли Скотт) хватило всего одной твари. «Прометей» - эдакое современное искусство, которое ничего не отражает, но должно что-то будить внутри, да вот только не будит ничего, кроме рвотных позывов и неприязни, которая, на самом деле, больше напоминает растерянность и недоумение (а ведь Ридли Скотт в 1984 снял еще и известный рекламный ролик Apple Macintosh, о чем мало кто знает, тот самый ролик с метанием кувалды в экран, который очень даже будил эмоции). Великий режиссер и продюсер сумел разочаровать… грустно похлопаем.

Следует отметить, что многие несуразности и штампы из этого фильма не уникальны, а скорее характерны для индустрии фантастических боевиков. Тем не менее, мы рассмотрим их все. Сначала будут рассмотрены несуразности общего плана - это ошибки в банальной логике и несоответствия законам физики, затем - психологические несуразицы, отражающие абсолютный идиотизм действий героев, а также отсутствие у них характеров и логических мотиваций.

Несуразности общего плана

Первая сцена довольно загадочна: гуманоидное существо (но не человек) высаживается на некой планете, похожей на Землю раннего периода своего существования. Существо сбрасывает плащ (зачем?) и выпивает некую жидкость, после чего в муках умирает и разлагается. Запомним эту сцену в надежде, что по ходу фильма станет понятно, о чём она.

Сцена археологических раскопок. Типичный штамп голливудского кинематографа: исследователь в одиночку копает / ищет / смотрит в микроскоп, делает открытие, потом громко кричит и зовёт остальных. Во-первых, возникает вполне резонный вопрос: а что же делают все остальные в то время, как женщина с единственным помощником ковыряются в пещере на значительном удалении от группы, где их может засыпать неожиданным обвалом, и никто даже не заметит? Во-вторых, вполне логично было бы оснастить археологическую экспедицию рациями, это позволило бы спокойно вызвать товарищей по радио, а не выбегать из пещеры и орать "дурниной".

Далее удивительное: за то время, которое понадобилось остальным исследователям на то, чтобы пройти 70 метров до пещеры, крошечное отверстие в завале расширилось до полноценного прохода и само собой завесилось полиэтиленом, ну да это уже мелочи. Совершенно чудесным способом, без изотопного анализа и прочей научной ереси, на глазок, ученые определяют возраст наскальных рисунков: им более 35 тыс. лет.

Следующая сцена происходит уже на космическом корабле, летящем неизвестно куда. Пока весь экипаж видит сладкие криосны, вахту несёт одинокий андроид. Досуг его нехитрый: изучение иностранных языков (только непонятно, зачем ему учебное пособие и зубрёжка, когда он может просто загрузить нужные данные в свою память), катание на велосипеде с бросанием баскетбольного мячика в кольцо (абсолютно бессмысленное занятие, учитывая, что у него как у робота координация и так должна быть совершенной), просмотр ретро-фильмов и подглядывание за чужими снами. На последнем остановимся подробнее. Представьте себя в будущем проектировщиком капсул для криосна и оцените, насколько полезной и востребованной особенностью вашего продукта окажется функция просмотра чужого сна (учитывая, что опять же, подглядывать смогут только роботы, несущие вахту во время длинных перелётов)? Кстати, зачем роботу надевать на глаза некий прибор, когда он сам, по сути, является прибором и может передавать данные напрямую?

Не обойдем стороной и тему искусственной гравитации. На летящем корабле явно присутствует нормальное притяжение, и при том без всяких ухищрений типа вращающихся отсеков. Это же будущее (2093-ий год как-никак), - скажете вы, - там научились делать искусственную гравитацию! Но тогда следующий резонный вопрос: почему в этом случае для посадки на планету космический корабль пользуется банальными реактивными двигателями? Ведь если можно создавать гравитацию внутри корабля, то логично было бы нейтрализовать её снаружи и спокойно сесть на планету как в невесомости? Это, кстати, популярный штамп в фантастических фильмах: режиссеры просто копируют друг у друга, не задумываясь о таких банальных вещах, как законы физики.

И кстати, раз уж мы заговорили о физике. По сценарию фильма полёт длится 2 года, однако по современным данным ближайшая к Солнцу звезда - Проксима Центавра - находится в 4,22 световых годах. По сюжету же корабль летит к Дзете Сетки, находящейся в 39 световых годах от Солнечной системы. Чтобы попасть туда за 2 года, надо лететь почти в 20 раз быстрее света.

Далее следует ставшая практически обязательной в фильмах про космические перелёты сцена совместной трапезы. Тут мы видим неудачную попытку одного из “учёных” познакомиться с другим “учёным”. Это даёт нам обескураживающий факт: организаторы экспедиции, наняв уйму невнятного народа, не удосужились их даже познакомить до полёта, не говоря уже о тестировании на психологическую совместимость. Создаётся впечатление, что участников полёта запихивали в криостазис по отдельности, и уже в таком состоянии доставляли на корабль.

Вообще, когда смотришь эту сцену, возникает ощущение, что недружелюбный татуированный товарищ - не ученый, а нанятое “мясо”, типа наемника... или же заключенный, которого принудили к полету, в общем, впечатление ученого он производит в последнюю очередь. Когда впоследствии выясняется, что он - геолог, жутко любящий камни (что, впрочем, никак в фильме не сыграло - сыграла, причем с весьма нехорошим результатом, любовь как раз первого, то есть биолога, судя по всему неквалифицированного, к зверюшкам) испытываешь значительное удивление.

При виде сцены с инструктажем перед посадкой на планету у меня лично возник один очень важный вопрос: а на кой чёрт вообще нужно было тащить такую уйму народу на эту планету? Запомните этот вопрос, мы к нему ещё вернёмся.

Далее семейная пара учёных несёт какую-то пургу про знаки в пещерах на Земле и делает умопомрачительный вывод, что несколько точек на стенах пещеры - указание именно на Дзету Сетки. На наблюдаемом небосклоне невооружённым глазом можно разглядеть около 2,5 тысяч звёзд, они располагаются достаточно плотно, и среди них можно найти любое сочетание небольшого количества точек. Однако, учёные не сомневаются, что это именно Дзета Сетки. Любопытно то, что в ходе “брифинга” произносится много псевдонаучной ереси, однако совершенно не озвучивается цель экспедиции и роль в ней большинства участников. Просто собрались поболтать и пожаловаться на жизнь, так сказать. А уж замечательная фраза “Я не знаю, я просто верю в это” из уст “учёного” - это кульминация бреда.

Космический корабль садится на планетоид - спутник газового гиганта в системе Дзеты Сетки. Судя по тому, что экипаж не испытывает никаких трудностей с притяжением, можно сделать вывод, что этот планетоид по размерам по крайней мере сопоставим с Землёй, т.е. имеет площадь поверхности около 0,5 миллиарда квадратных километров. Однако, отважные и невероятно удачливые астронавты находят искусственное сооружение сходу, взяв курс на торчащую из облаков скалу.

Не откладывая в долгий ящик и не утруждая себя долгими изысканиями, “учёные” выдвигаются в сторону сооружения и сходу лезут внутрь. Для обследования они используют некие летающие приспособления, “щенки”. Эти “щенки” совершенно бесшумно и очень быстро парят по воздуху, не имея движущихся частей, реактивных двигателей и прочих анахронизмов (вспоминаем про корабль, который, увы, вынужден летать на громоздких и шумных реактивных двигателях). Возникает простой, но вполне логичный, на мой взгляд, вопрос: а на кой чёрт вообще было тащить туда людей, если можно было исследовать сооружение дистанционно, при помощи этих самых “щенков”? Ну и послать туда за компанию андроида, которого не жалко. Зато, мы узнаём функцию одного из “учёных”, она состоит в том, чтобы доставать “щенков” из ящика и запускать с вытянутых рук. Сложное, видать, дело.

Там же обнаруживается, что внутри сооружения таинственным образом генерируется пригодный для дыхания воздух, и археолог отважно снимает шлем скафандра. Мысли о биологической опасности не приходят в голову никому, включая биологов экспедиции. В итоге, поддавшись стадному инстинкту, шлемы снимают все, включая “биолога”, который уж должен был себе представлять идиотизм такого решения.

Любопытно то, что в ходе этой вылазки явно видно, что у экспедиции отсутствует руководитель. Цель не поставлена, техника безопасности забыта, кучка туристов гуляет по инопланетному сооружению, каждый предоставлен сам себе и делает что хочет. Хуже всех ведёт себя андроид: ходит куда хочет, нажимает на все кнопки подряд. И это при том, что ему полагалось бы нести тяжёлое оборудование и помогать людям. Андроид запускает воспроизведение голограммы, изображающей бегущих по коридору гуманоидов (в которых исследователи сразу же и без всяких сомнений узнают Создателей). Вообще, любопытный подход: вместо того, чтобы выводить голографическую запись в одном месте, где её удобно наблюдать, инопланетная техника проецирует запись непосредственно туда, где эта запись была сделана, вынуждая бегать следом за голографическими изображениями.

Очередной невероятной удачей оказывается и то, что запись автоматически включается сразу на интересном месте, без долгих часов (месяцев, лет) скучного быта инопланетных гуманоидов.

После просмотра занимательного голографического кино двое трусливых исследователей отказываются идти дальше и заявляют о своём желании вернуться на корабль (рабочая дисциплина на уровне). Более того, на обратной дороге они умудряются заблудиться! И это при том, что один из них - тот самый одарённый оператор “щенков”. Два гения умудряются заблудиться, имея интерактивную трехмерную карту сооружения!

Оставшиеся смельчаки двигаются по следам голограммы и находят инопланетянина в скафандре, которому отрубило голову закрывающейся перегородкой (чем-то напоминает московский метрополитен). Опять же, голову безошибочно датируют 2 тыс. лет. Продвигаясь дальше, исследователи видят помещение с множеством контейнеров, а любознательный андроид обнаруживает, что контейнеры испускают некую органическую жидкость, и решает прихватить один из контейнеров с собой (зачем?).

С корабля приходит известие о начинающейся буре, притом, до её начала, разумеется, всего несколько минут. Ну конечно, покорители космоса не додумались вывесить на геостационарной орбите метеоспутник, который позволил бы им предсказать эту бурю существенно заранее. Опять же, вместо того, чтобы переждать бурю в относительно безопасном (как им тогда кажется) инопланетном сооружении, исследователи несутся наперегонки со смертью назад к кораблю, не забыв прихватить с собой голову пришельца (почему только голову? Остальное тело не представляет интереса?), которую, разумеется, никак не фиксируют на транспортном средстве, в результате чего она падает, причем именно перед кораблем - поворот сюжета, достойный Телепузиков или Улицы Сезам (до Маппетс Шоу не дотягивает).

Голову пришельца пытаются препарировать, наплевав на элементарные меры предосторожности. Когда удаётся снять странной формы шлем, оказывается, что голова совершенно не истлела за 2 тыс. лет, более того, если в неё воткнуть какой-то прибор, она начинает моргать глазами и шевелить губами, а потом взрывается (инопланетянину в буквальном смысле взорвали мозг ;) ). Вскрытие, разумеется, проводится вообще без каких-либо мер предосторожности, в медотсеке собираются все кому не лень, включая выпивающего афро-капитана.

В это же время любопытный андроид расковыривает контейнер и решает испытать найденную там черную жидкость не археологе экспедиции, подмешав её в выпивку человеку (это, кстати, нарушение Первого закона робототехники, о чём думали создатели андроида?).

Тем временем, в одном из отсеков корабля пришельцев “щенки” обнаруживают признаки органической жизни. Это при том, что эти же самые устройства совершенно не замечают ни контейнеров с черной органикой, ни белых червеобразных существ, на которых натыкаются двое “сусаниных”, отбившихся от группы. Действия биолога вызывают бурные аплодисменты: он начинает разговаривать с этим “червячком” и тянет к нему руки. Любопытно, какой реакции он ожидал от инопланетной змеи? Она должна была свернуться клубочком и замурчать, как котёнок? Собственно, за свой идиотизм оба “сусаниных” были довольно жестоко наказаны.

Открытым остаётся вопрос, откуда вообще взялись эти змеи? И кстати, почему вдруг протекли контейнеры с чёрной жидкостью, до этого пролежавшие спокойно 2 тыс. лет? Удивляет и то, что экипаж корабля совершенно не реагирует на случившееся с двумя заблудшими “учёными”. Капитан ссылается на “нечеткую картинку”, хотя даже зрителю отлично видно, что экран на корабле выдаёт отличное изображение. При этом, связь вообще ведёт себя странно: топогеографические данные от “щенков” передаются моментально и без помех, а голосовая и видеосвязь с исследователями страдает.

Далее зрителю показывают непременный атрибут всех голливудских фильмов - постельную сцену. Любопытно, что на исследовательском (!!!) корабле вместо компактных кают каждому члену экипажа положены роскошные апартаменты.

После того, как буря стихает, про двоих заблудших вспоминают, и решают отправиться за ними. Очень по-джентельменски повёл себя археолог, который после секса с женой обнаружил у себя в зрачках каких-то паразитов, но мужественно умолчал об этом и попёрся вместе со всеми на корабль пришельцев.

Андроид находит грузовой отсек с огромным количеством контейнеров с темной жидкостью, а также рубку корабля. Там он просматривает очередной голографический фильм из жизни Создателей и находит капсулу с последним выжившим из инопланетян. Андроид упражняется в управлении инопланетной техникой (которая заводится от простенькой мелодии, которую надо наиграть в дудочку - гениальное решение!) и выясняется, что целью инопланетного корабля была собственно Земля.

Люди в это же самое время находят труп одного из заблудившихся, а археологу резко плохеет, в результате чего группа решает вернуться на корабль. Но у корабля их встречает баба-босс экспедиции, которая запрещает археологу войти, угрожая ему огнемётом, и в итоге сжигает его. Любопытно поведение человека, который испугался сказать о паразитах в глазу, но затем сознательно пожертвовал своей жизнью, чтобы уберечь экипаж от заразы. Но о психологических портретах мы поговорим чуть позже.

Выживших пускают на борт и проводят обследование, по итогам которого выясняется, что женщина на 3-ем месяце беременности, хотя она бесплодна. Всё тот же любознательный андроид говорит, что это не совсем обычный плод, и что его надо непременно доставить на землю (зачем?). И вводит женщине анестезию.

После недолгой отключки жертва нежелательной беременности все же вырывается из лаборатории и прибегает в спасательный модуль, который по совместительству является апартаментами начальницы экспедиции. Оставим в сторонке вопрос о замках на дверях: допустим их не предусмотрели. Но почему за ней нет погони? Люди, который собирались упаковать её в криокамеру, просто махнули рукой и решили заняться более важными вещами?

Целью отчаянной женщины является некий чудодейственный медицинский прибор, который позволяет проводить операции в автоматическом режиме (кстати, а почему такого прибора нет в медицинском отсеке? и почему голову пришельца вскрывали не при помощи такого агрегата, а по старинке, руками?). Но в самый неподходящий момент выясняется ещё одна неприятная особенность: агрегат настроен только на мужской организм и делать кесарево сечение отказывается. Восхищает предусмотрительность начальницы экспедиции, которая установила в своих апартаментах аппарат, настроенный исключительно на мужчину.

Но вот методом уговоров операция всё же произведена, из живота женщины извлечен некий странный “кальмар”, и она в страхе убегает, едва автоматический хирург заштопывает ей живот скрепками (внутренние швы не нужны, действительно, главное чтобы кишки наружу не вывалились; всякая вытекшая в процессе операции и “вылупления” кальмара жидкость явно нездоровой природы и большого количества тоже никакой угрозы не несет, конечно).

Тем временем, экипаж “Прометея” обнаруживает у шлюза труп одного из пропавших “сусаниных”. Естественно, принимается самое “логичное” в данной ситуации решение: открыть шлюз и пойти посмотреть. В итоге зомбированный “геолог” устраивает драку и умудряется убить нескольких членов экипажа, прежде чем его удаётся усмирить огнемётом. Вообще, интересно, что инопланетный вирус действует избирательно, притом по гендерному признаку: мужчины мутируют и становятся кровожадными зомби, а женщины рожают кальмаров. Или это зависит от способа заражения?

Побродив по внезапно опустевшему кораблю, женщина находит старого мецената, спонсировавшего экспедицию, который должен был уже быть мёртвым. Выясняется, что эта экспедиция - его шанс встретиться с инопланетными Создателями и попросить их спасти его от смерти. Это, кстати, чуть ли не единственный поступок в фильме, который может быть хоть как-то объяснен логически: старый и, возможно, смертельно больной человек цепляется за любую возможность выжить.

Что характерно, женщина моментально забывает об убитом супруге и о недавно вырезанном из живота “кальмаре” и решает отправиться со стариком обратно на инопланетный корабль.

Задумчивый негр-капитан, изучая голографическую схему сооружения, неожиданно заключает, что это космический корабль (интересно, что его натолкнуло на такую мысль - мне увиделась лишь странная несимметричная подкова). Любопытно то, что исследователи попали в этот “космический корабль” просто так, зайдя пешком. Никаких люков и воздушных шлюзов - любопытная конструкция.

Но вернёмся к отряду, теперь уже во главе со стариком, которого зачем-то нарядили в экзоскелетон (хотя намного быстрее он передвигается в кресле). Женщина, отбросив сомнения, отправляется вместе с ними. И её вообще не тревожит андроид, который пытался намеренно запихнуть её в криокапсулу с кальмаром в животе и который явно намекнул ей, что он имел отношение к случившемуся с её супругом. Это всё мелочи, впереди же встреча с неизвестным!

Задумчивый негр-капитан снова делает ошеломительное открытие (интересно, что практически все ошеломляющие открытия в фильме делает именно он, а не "ученые"): оказывается эта планета - военная база инопланетян, а черная жидкость - вышедшее из-под контроля биологическое оружие. Вот тут возникает сразу много вопросов. Если это биологическое оружие, то почему инфекция не передаётся по воздуху, что было бы логично? Если инфекция самоподдерживающаяся, то зачем нужно было столько контейнеров? И кстати, как они планировали эти контейнеры доставлять? Просто выбросили бы из люка на орбите? И еще, почему Создатели приглашали людей именно на эту военную базу, а не к себе домой?

Ну и самый большой вопрос: если это действительно военная база, то почему на неё не прилетели другие создатели и не навели порядок? Представляю себе разговор двоих инопланетян где-нибудь в штабе:

- Что-то с нашей базы на LV-223 давно нет вестей. Может у них что-то случилось с их биологическим оружием?
- А давно от них нет сигналов?
- Да вот уже около 2 тыс. лет!
- Забей, это нормально. Наверно опять учения...

Отряд в третий раз забирается в корабль и проходит в рубку, где андроид активирует инопланетную криокапсулу и пробуждает инопланетянина ото сна. Робот пытается с ним заговорить (мы же помним, что он учил древние языки все 2 года перелёта, вот только как он выбрал, на каком из них обратиться к гуманоиду - это вопрос), но Создатель не настроен на светские беседы и просто отрывает докучливому роботу голову, а затем убивает старика и ещё нескольких человек. Не теряя времени на лишние сентименты, он запускает двигатель корабля и собирается лететь на Землю (мы помним, что это корабль с дырявой обшивкой, через которую безо всяких шлюзов можно попасть внутрь). Выжившая и чудом выбравшаяся из корабля женщина предупреждает экипаж “Прометея” об опасности.

Чудеса отваги и героизма проявляет покоритель космических просторов и холодных стерв негр-капитан, который, основываясь только на истошных криках женщины, у которой явно нелады с головой, принимает решение пожертвовать кораблём, своей жизнью и жизнями двоих членов экипажа, протаранив инопланетный корабль. При этом для тарана он использует страшные “ионные двигатели”, которые якобы нельзя включать у поверхности планеты. Впрочем, ничего особо страшного не происходит, “Прометей” таранит инопланетную подкову, и они вместе падают обратно, придавив начальницу экспедиции.

Перед самым тараном капитан отстреливает с корабля аварийный отсек, куда и направляется женщина-археолог. Аварийную капсулу она находит в разгромленном состоянии (хотя вообще не понятно, кто именно это сделал). В отсеке с автохирургом по-прежнему сидит кальмар, уже сильно подросший (кстати, чем он питался, чтобы вырасти до таких размеров?). Голова андроида, которая ещё почему-то работает, сообщает женщине, что к ней в гости направляется Создатель (кстати, любопытно, как дышащий кислородом Создатель добрался к аварийному модулю без скафандра? Ну да оставим эту мелочь), с которым ей удаётся справиться, подставив его “кальмару”. После этого, она отправляется за головой робота, который сообщает ей, что инопланетных кораблей много, и что можно найти другой и долететь на нём до Земли.

Но мужественная женщина решает вместо этого отправиться на планету Создателей, чтобы спросить у них, почему они решили уничтожить Землю. Вообще, тема с этим вопросом поднимается неоднократно. Интересно, зачем ей нужен ответ на этот вопрос? Но решили - значит решили! Или она думала их переубедить?

- Здравствуйте, Создатели. Вы там 2000 лет назад решили нас уничтожить... Можно узнать, за что?
- Ну, мы тут новый вид ДНК вывели, с 3-мя спиралями, хотели попробовать их вывести, а подходящих планет нет.
- Ой, а не убивайте нас, пожааааааалуйста!
- Ну ок, убедила. Не будем.

Так как же все-таки было дело? Есть несколько вариантов:
  • Сначала Создатели создали жизнь на Земле, потом решили ее уничтожить, потом решили не уничтожать и все передохли вследствие неаккуратного обращения с химикатами (напоминает книгу К. Булычёва “Лиловый шар” и одноименный фильм). Но тогда почему единственный выживший и не к месту пробужденный Создатель сразу решает таки лететь на Землю с недружественным визитом?
  • Создатели не решали не уничтожать Землю, просто передохли до того, как сумели это совершить. Но какого лешего они вообще тусовались на этой планете, ведь горючего хватало сразу до Земли. И в какой момент был упакован в капсулу единственный выживший из них: до истории из “Обители зла”, в процессе или после, и почему эту капсулу не разнесли мутировавшие?
В финальной сцене из груди поверженного Создателя выбирается уродец, в котором мы узнаём волнительное сходство с Чужим из одноимённого фильма. Ещё один совершенно бредовый момент, явно высосанный из пальца - ведь если Чужие явились результатом заражения Создателей их же оружием, то где другие Чужие, и почему они не вылупились из тел остальных погибших Создателей?

А теперь вернёмся к самой первой сцене и попробуем её понять. Лично у меня ничего не получилось. В Википедии я прочитал, что это так изображено зарождение жизни на Земле - через самопожертвование одного из Создателей. Я верю, что так написано в сценарии, но вот как до этого должен был дойти зритель - это большая загадка. Опять же, совершенно непонятно, почему нужно было именно жертвовать собой? Неужели раса, которая в состоянии с нуля создать жизнь, не в состоянии придумать более “гуманного” способа занести на планету биологический материал?

Несуразности психологического плана

Среди подобных фильмов “Прометей” выделяется тем, что у него фантастически плохо проработаны персонажи. Нет ни одного цельного характера, а поведение не поддаётся совершенно никакой логике.

Археолог пол-фильма не делал вообще ничего полезного, злоупотреблял алкоголем во время научной экспедиции и в нарушение всех мыслимых норм техники безопасности снял шлем в инопланетном корабле. Потом трусливо скрыл, что заражён неизвестной болезнью - и это непосредственно после близости со своей женой! Он ведь наверняка догадался, что и её заразил, но скрыл это. А затем без колебаний пошёл на смерть, чтобы спасти всех.

Жена археолога, которая в начале фильма видится этакой тенью-размазнёй, в итоге оказывается чуть ли не круче Рипли. У неё странным образом чередуются периоды излишней сентиментальности, полной отключки эмоциональной сферы, а еще эйфории от грядущих открытий, что в сумме дает нам симптоматику биполярного аффективного расстройства или, как это раньше называлось, маниакально-депрессивного психоза. Сценарист, видимо, так и не решил, кого он хочет показать: сентиментальную женщину или помешанного на науке человека. В итоге, обе эти ипостаси присутствуют одновременно: после первой экспедиции на инопланетный корабль она, вместо того, чтобы часами сидеть у микроскопа, изучая найденные образцы, валяется у себя в каюте в пижаме, грустя из-за своего бесплодия, но вот гибель супруга и вырезанная из живота тварь её вообще не трогают - есть дела поважнее, надо поговорить с инопланетянами и выяснить, зачем они хотят уничтожить Землю?

Мотивация её полностью отсутствует, не добавляет ясности и развязка. Чего она хочет добиться? Спасти Землю? - Это уже сделано, последний из Создателей с планетоида уничтожен. Отомстить за мужа? - Но его убили не Создатели. Логично было бы при помощи одного корабля уничтожить остальные, а затем лететь домой - вести образчики инопланетных технологий. Но нет же! Надо в одиночку лететь в гости к Создателям. Задать сакраментальный вопрос.

Сами Создатели может уже и не помнят, что есть какая-то Земля и её надо уничтожить. 2 тыс. лет прошло как-никак. А тут прилетает женщина на их “подкове” 2 тыс.летней давности и спрашивает: “За что вы хотите нас уничтожить”? А главный Создатель такой хлопает себя по лбу: “Блин, точно! Надо же уничтожить Землю! А мы и забыли! И посланные с этим заданием ребята куда-то запропастились... Ну спасибо, что напомнили. Мы сейчас вышлем туда ещё команду”.

Набранный из “учёных” экипаж корабля - это просто сказка. Больше всего они похожи на толпу люмпенов-наёмников, которым всё равно, куда лететь, лишь бы деньги заплатили. Причём, один из них в этом открыто признаётся. Мне лично вообще непонятна логика старика, который нанимал эту команду: зачем нужна была такая толпа учёных самого широкого профиля? Что они там собирались исследовать? А если они изначально планировались как “расходное мясо”, то логичнее было взять военных наёмников, у которых получше с дисциплиной.

Действия “учёных” просто выдающиеся - они поголовно клинические идиоты. Вместо того, чтобы заниматься своей работой: собирать образцы, фиксировать полученную информацию, они ходят с отвисшими челюстями, как туристы, и попадают в такие идиотские ситуации, в которые не попал бы ни один реальный человек, не страдающий болезнью Дауна. Притом, они отваживаются лететь неизвестно куда с неизвестно какой миссией, но в критический момент пугаются голограммы, записанной 2 тыс. лет назад.

Отдельно следует отметить негра-капитана. Мыслитель-теоретик и мастер пикапа, весь фильм он не выглядит героем, но в критический момент не колеблясь жертвует своей жизнью и жизнью экипажа, чтобы якобы спасти человечество. Сцена тарана, кстати, типичная штамповка - обязательное в таких случаях одевание бейсболки перед смертью.

Абсолютно непонятно, зачем с экспедицией увязалась дочь старика-мецената. Она же ни капли не верила в его бред про Создателей, да и особых нежных чувств к нему не испытывала, но всё равно полетела. Её поступки - просто сущий бред, она то пытается играть роль руководителя экспедиции и спасать всех, то начинает резко спасать свою шкуру. Ей удаётся запугать даже андроида, но отговорить любовника-капитана от самоубийственного тарана она даже не пытается.

Ну и вершиной этого бреда является сам андроид. Создаётся впечатление, что его действиями вообще руководит генератор случайных чисел. Он невероятно самостоятелен, притом, явно не подчиняется знаменитым Трём законам, позволяя себе экспериментировать на людях ради удовлетворения своего любопытства (откуда оно у андроида?). Зачем он хотел отправить инопланетное существо на Землю? По логике фильма, он должен был служить и помогать старику, но половина его действий никак не укладывается в эту схему.

Кстати, показательно и то, что команда корабля, замечая явно подозрительное поведение андроида и его неуправляемость, не предпринимает никаких попыток отключить его. Ну занят робот неизвестно чем - ну и шут с ним, наверно важное что-то...

Кстати, не отличаются умом и сообразительностью и сами Создатели: раса, которая по определению должна быть существенно выше человечества в плане интеллектуального развития. В фильме они предстают злобными и мстительными существами, которые под влиянием злобы теряют здравый смысл. Пример: после тарана и разрушения корабля-подковы выживший Создатель направляется убить единственную выжившую женщину, хотя на порядок логичнее было бы просто сесть в другой космический корабль - ведь если андроид узнал, что их много, то и Создатель должен был знать.

Обобщение

Хуже всего в фильме вовсе не те несуразности, которые мы перечислили выше. Большинство из них встречались и раньше и повторялись много раз во множестве фильмов. Хуже всего, что в фильме напрочь отсутствует идея. Нет ничего, что осталось бы в голове после выхода из кинотеатра. Нет у героев никакой внутренней борьбы, нет победы над собой. А есть только сплошной идиотизм и нелепая случайность, которая позволила героине выжить. Только вот зачем?

Судя по всему, эпоха фильмов со смыслом подходит к своему закату. Фильмы будущего - максимум графики и спецэффектов, знакомых актёров и привычных штампов. С другой стороны, если из Создателя действительно вылез тот самый Чужой, то все еще есть надежда, что мы пройдем полный круг и начнем с чистого листа: с новых фильмов и новых идей в них. Впрочем, эта надежда довольно таки слаба.

Комментариев нет:

Отправить комментарий