Тут много о чем можно подумать, хотя думы эти одолевают уже не первый год: все то, о чем говорится, известно где-то с начала XXI века (новостью являются лично для меня курсы по "уфологии" и загробной жизни, но черт с ними - тут и обсуждать нечего). Давно известно и про количество вузов, и про продажу дипломов, и про все остальное. Однако больше всего доставили эмоций, практически выдавили слезу жалобы господина Фурсенко. Я не буду говорить почему, а просто приведу список риторических вопросов, которые у меня возникли после просмотра видео, и ответы на которые должны помочь в работе нашему до отчаяния самоотверженному Министру образования:
- Первый и самый главный вопрос - кто тот злодей, который мешает Министру в его борьбе за качество образования в России? Кто тот нехристь, который несмотря на все усилия Министерства образования и реформы нашей образовательной системы, реформы, которой поголовно благодарны все работники высшего образования и молятся, чтобы она никогда не закончилась (по крайней мере до полного его уничтож... пардон, изменения к лучшему), тормозит прогресс и наступление светлого будущего? Кто этот "палач среднего образования и мучитель высшего"?
- Далее, какое коррумпированное донельзя ведомство выдает в таком количестве левым "вузам" лицензии на право ведения образовательной деятельности?
- Какое ведомство или его структура раз в год, три или максимум пять выдает этим "вузам" аккредитацию в ходе "комплексных проверок", направляя в них для обследования компетентные и неподкупные комиссии? Вузы, которые регулярно обследуются, это какие-то другие вузы - не те, о которых идет речь в видео?
- Кого господин Фурсенко обозначает местоимением первого лица единственного числа во фразе: "Мы должны прекратить обманывать людей..." (и далее по тексту)?
Что касается самого сюжета, то тщательнее нужно было проработать его линию. Направлен он, судя по всему, в основном против "частных лавочек" (ждем очередную волну ликвидации вузов и филиалов, которая снова не затронет никого крупного и авторитетного и ничего по большому счету не изменит), но вот тут выходит незадача: говоря о приписках, авторы сюжета видимо не подозревают, что коммерческим вузам они во многом невыгодны - соотношение (образовательная площадь учреждения / кол-во студентов) - это один из тех самых формальных аккредитационных показателей, о которых упоминает Министр, и далеко не каждый (это я иронизирую) коммерческий вуз имеет площади, сравнимые с МГУ (также есть нормативы на площадь под каждый компьютер и т.д. - мало найдется вузов из 3600, если найдется хотя бы один, полностью соответствующих всем нормативам на самом деле, а не по написанному в отчетах). Однозначно выгодны приписки именно государственным вузам, потому что площади, как правило, велики, а помимо бланков дипломов, оные вузы получают еще и подушевое финансирование, общий объем которого должен быть как можно больше, в особенности в условиях демографической ямы, кризиса и развитой конкуренции "на рынке образовательных услуг".
Нужно отметить, что не только у наших СМИ, но и у наших политиков с образованием проблемы (в смысле, когда они о нем говорят). Никогда не забуду, как кто-то из наших последних Президентов несколько лет назад заявил телевидению: "Процедура комплексной оценки деятельности вузов теперь значительно упрощена - раньше вуз обследовался целиком, а теперь отдельно по каждой своей образовательной программе"... По ходу карьеры я участвовал в качестве представителя обследуемой стороны в процедурах оценки трижды (в трех разных вузах), и два раза отчет от вуза был один, а в третий раз, хронологически случившийся после упомянутых слов и соответствующих изменений в регламент, отчетов были десятки (по каждой образовательной программе) - не совсем понимаю, где здесь упрощение. Лично я не спал в ходе того третьего обследования несколько ночей, а когда засыпал, мне во сне являлись комиссия в полном составе и многочисленные отчеты, честное слово.
Ну и маленькие завершающие комментарии:
- Проблема с нехваткой техспециалистов и вузов, их обучающих, объясняется очень просто: с одной стороны провал по кадрам - квалифицированные кадры работают на производстве и, поскольку их день ото дня становится все меньше, неплохо получают и желанием обучать не горят, а с другой стороны - провал по технике. Чтобы обучать менеджеров, юристов или экономистов специализированная техника не нужна вообще никакая, можно обойтись и ПК, а вот в случае со схемотехниками, инженерами всех мастей и прочими созидательными профессиями так не выходит. Помимо этого есть еще множество методических и методологических нюансов (например, нужно еще выяснять, чему учить и как), но это оставлю за скобками.
- Мне интересно, за всю свою жизнь, я увижу хотя бы одного политика/деятеля, который выйдет к народу и скажет: "Ребята, я, пардон, облажался - думал, что справлюсь, но не могу я тянуть это все и, если останусь, утяну вас всех в могилу. Низкий вам всем поклон, и простите, люди добрые". Знаете, даже по статистике хотя бы одному уже пора бы появиться, тем более что кандидатов...
Комментариев нет:
Отправить комментарий