Поделиться

воскресенье, 20 июня 2010 г.

Редакторские будни: "головы и хвосты" или первые и последние фразы в статьях

Когда-то меня подмывало написать статью о том, как не надо писать статьи. Хорошо, что я этого не сделал: во-первых, по сравнению с тем, что я знаю сейчас, мои познания в этом вопросе на момент появления той давнишней идеи были мизерны (и не факт, что ныне их достаточно, - нет предела совершенству), а во-вторых, есть куда более достойные люди, которые задолго до моего рождения занимались данной проблематикой (интересующимся могу посоветовать книгу Конобеев Ю.В., Павлинчук В.А., Работнов Н.С., Турчин В.Ф. "Физики продолжают шутить" - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010).

Есть, однако, несколько моментов, связанных с написанием статей, на которые невольно обращаешь внимание, если по долгу службы тебе эти статьи приходится читать (я понимаю, что большинство статей мало кто читает, но редакторам приходится). Если же тебе (в данном случае - мне) выпало счастье опять-таки по долгу службы изучить здоровенный сборник трудов (скажем 940 стр. формата A4) с какого-нибудь международного конгресса, то отдельные детали, отмечаемые тобой по ходу чтения, не просто группируются в закономерности и кристаллизуются в выводы, не просто стучатся в мозг, а не желают покидать его на протяжении нескольких следующих дней.

В данном случае я предлагаю поинтересоваться тем, как авторы начинают свои работы, и как в некоторых случаях они их заканчивают. Есть много разных способов начать статью:
  • "С места в карьер" - это разновидность резкого старта, когда автор сразу говорит о том, что он делал, и уже из этого изложения по ходу статьи (или из заключения) становится понятно - зачем.
  • "Постановка цели и задач" - самый логичный, на мой взгляд, способ начать статью: сначала говорим зачем, затем объясняем, что и как делали, решая задачи и тем самым достигая цели.
  • "Фальстарт" - похож на "С места в карьер", но ни из начала, ни из середины, ни из заключения статьи невозможно (или крайне затруднительно) понять, зачем же автор так старался.
Помимо этого, к сожалению, процветают и не просто процветают, а крепнут с каждым годом другие традиции формулирования первых (или нескольких первых) предложений научных работ. Я пришел к классификации таких "затравок", которая вкупе с соответствующими примерами и составит дальнейшее изложение. Все примеры реальные, более того, они взяты из одного и того же сборника научных трудов. Авторов не указываю, во-первых, чтобы никого не обидеть (я преследую целью не наказание или издевательство, а обобщение имеющихся сведений и через него - научение, указание на системные недостатки, стремясь изменить ситуацию к лучшему), а, во-вторых, потому, что содержание статей в целом во многих случаях является весьма интересным и конструктивным (мое любимое слово, люблю "мусолить" в уме такую идею: "Не знаешь что делать, делай что-нибудь конструктивное, то бишь приводящее к созданию хоть чего-нибудь нужного или интересного!"). Примеры приводятся as it - прямо по написанному. Специально беру только полные завершенные предложения. Все предложения являются первыми в соответствующей работе, если отдельно не оговорено иное (иногда будут встречаться два первых предложения).

1. "Революционная идея"

Статья начинается с веского, справедливого заявления, связанного с ее темой. Единственная проблема в том, что если лет 50 назад кто-то с этим заявлением и спорил, то сейчас таких отчаянных смельчаков найти уже невозможно (либо они давным-давно не спорят, либо...). То есть у сентенции нет ни естественных, ни искусственных врагов. Автор же, помещающий такое заявление в начало статьи, делает это с видом первооткрывателя или революционера: он первый сказал о том, что на свете есть гравитация или что человек - млекопитающее, и готов своим телом лечь на амбразуру, защищая этот тезис. Все знают, что никаких амбразур и пулеметных гнезд нет, что баррикад, на которые нужно забираться со знаменем с записанным на нем тезисом, нет тоже - последние срыли лет 20 назад, но... Так приятно начать труд с чего-нибудь такого, что с легкостью, будучи однозначно правым, можно защищать неизвестно от кого. Многие авторы ведутся на это, очень многие. Одни и те же тезисы начинают сотни, тысячи и сотни тысяч статей. Изюминка здесь в том, что многие сентенции повторяются со столь давней поры, что использующие их авторы ("по накатанной") не замечают, что давным-давно возник разрыв между сентенциями и реалиями.
Примеры:
  • Деятельность женщины - это всегда самовыражение, осуществление своих идей, интересов, это инициатива.
  • Информационные технологии - важнейшая часть обучения специалистов - менеджеров.
  • Кадровое планирование является важнейшим инструментом, используемым в управлении персоналом.
  • В современной экономике новые знания и образование играют все более важную роль.
  • Эксплуатация человека человеком - центральный вопрос обществоведения.
  • Экономическая эксплуатация всегда была камнем преткновения в общественной жизни и центральным вопросом в общественных науках.
  • Риск присущ предпринимательству и является его неотъемлемой частью.
  • В настоящее время эффективное управление персоналом является одной из важнейших задач для любой организации.
  • Предпринимательства без риска не бывает.
  • В современных условиях рыночной экономики владельцы компаний все чаще оказываются в поиске наиболее надежного подхода решения управленческих задач.

2. "Глобально-революционная идея"

В отличие от предыдущего - тезис напрямую не относится к теме статьи. Он касается либо научной области или отрасли в целом, либо, вообще, всего мироздания. Поскольку мироздание большое, плотность встречаемости одинаковых тезисов в каждой отдельно взятой научной области ниже. Однако это компенсируется тем, что одни и те же тезисы могут встречаться в трудах из разных областей, поскольку мироздание не только большое, но и общее на всю науку.
Примеры:
  • Учитывая возможности, которыми может располагать современный человек в информационном веке или в веке информационных технологий, можно существенно расширить границы и улучшить качество коммуникаций, используя "онлайн" технологии.
  • В период постиндустриального информационного общества конкурентоспособность организации зависит от реализации ее человеческого потенциала.
  • Богатые и бедные. Это словосочетание встречается со времени появления письменности.
  • Современный этап экономического развития мирового сообщества в значительной мере обусловлен возрастающей ролью знаний и информации, а так же повсеместным распространением инновационных процессов во всех сферах жизнедеятельности человечества.
  • Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. (Статья о маркетинге. - прим. мое)
  • Информация стала сегодня одним из ведущих хозяйственных ресурсов.
  • В последние годы все больше говорят об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения, что связано с возросшими возможностями технических средств связи, конкретно - компьютерных телекоммуникаций.

3. "Локальный конфликт"

Иногда статья начинается с заявления, с которым опять-таки невозможно спорить, но не потому, что все давным-давно убедились в его истинности, а потому, что никому, кроме автора, никогда не приходило в голову, что с заявлением вообще можно спорить, что его вообще стоит формулировать. То есть автор помещает в начало статьи тезис, созданный в процессе некоего предельно локального по отношению к нему логического конфликта - конфликта, в котором он "потерпел сокрушительную победу". Нужно различать "Локальный конфликт" и "Революционные идеи": последние расхожи, одни и те же повторяются многими, а тезисы, рожденные в "Локальных конфликтах", зачастую уникальны для каждого отдельно взятого автора. Чаще всего таким образом свои статьи начинают студенты и аспиранты.
Примеры:
  • Бизнес - социальное явление.
  • В современной России очень часто возникают большие проблемы с экономикой.
  • Одной из главных задач менеджера - принятие управленческих решений.
  • Проектирование системы управления нельзя отделить от проектирования системы управления организацией, т.к. первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей, руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции технологического, производственного и экономического руководства.
  • Важно ли для руководителя разбираться в людях? Одному человеку можно поручить одно, другому - другое.
  • Понятие "человеческий капитал" приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов-теоретиков, но и для отдельных фирм.
  • В деятельности менеджера постоянно приходится принимать разного рода решения.
  • Наша непростая жизнь все время ставит перед нами новые задачи, новые постановки задач требуют новых методов решения.
  • Служба технической поддержки на каждом предприятии может быть построена разнообразными способами.
  • Мнения в отношении сегодняшней России, и ее будущего к настоящему моменту разделились.
  • Для многих предприятий успешность развития бизнеса существенно зависит от качественной поддержки со стороны информационных технологий.

4. "Взять на испуг"

Иногда статьи начинаются с таких сентенций, что становится страшно. Страшно становится потому, что ничего не понятно. Идея может быть простой, но облечена она в такую форму, будто бы автор преследовал целью с самого начала доклада/статьи запугать аудиторию терминологией и изысканными формулировками настолько, чтобы каждый отдельный слушатель усомнился в собственной квалификации и интеллекте в целом. Эффект усиливается благодаря тому, что этот самый отдельный аудитор подозревает, что все остальные аудиторы понимают, о чем речь, и лишь он один такой необразованный. Могу сказать по опыту участия в Государственных аттестационных комиссиях по защите дипломных проектов, в комиссиях по собеседованию со школьниками-медалистами и участниками многочисленных олимпиад, в научно-технических и методологических советах, что это подозрение редко оказывается верным. Если ИТ-шник забрел на мероприятие посвященное генетике, то да - он будет понимать меньше, чем все остальные (если, конечно, все остальные также не являются заблудшими ИТ-шниками), но если вы участвуете в собрании, непосредственно связанном с вашей квалификацией и/или научной областью, и не понимаете ровным счетом ничего, скорее всего, вы не одиноки, вы даже значительно более неодиноки, чем можете надеяться. Дополнительно, в таких тезисах сногсшибательный эффект имеет неправильное согласование, превращающее и без того малопонятное произведение в шедевральное. Другой вариант - автор сам не понимает, что пишет. Я хотел ввести дополнительные категории "Полная ахинея" и "Масло масляное", но все же из вежливости и такта делать этого не буду.
Примеры (советую читать по два раза):
  • Стремление к экономии трансакционных и трансформационных издержек, росту эффективности труда и качества производимых товаров и услуг наряду с другими факторами является причиной развития существующих и появления новых форм контрактных отношений работодателя и работника.
  • В период трансформации российской экономики активизировалась предпринимательская деятельность, что повлекло за собой формирование группы занимающихся ею людей, обладающих социально-демографическими характеристиками.
  • В современном предпринимательстве, когда интеллектуальный капитал любой компании становится ее главным конкурентным преимуществом, проблема целесообразности инвестиций в человека и измерения их экономической эффективности приобретает все большую остроту.
  • Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического вида и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной реальности.
  • Осознавая важность мыслей экономика стремится со свойственной ей дотошностью вычислить и обратить в формулы мыслительную деятельность, поставив ее на службу повышения стоимости компании, максимизации прибыли и другим своим экономическим целям.

5. "Поправка на ветер"

Автор с самого начала снимает с себя всю ответственность за написанное. Он пишет и говорит, говорит и пишет, но при этом мысленно готовится ответить на любое замечание: "Я не настаиваю"! Если нет доказательств правоты автора, если нет готовности защищать свои выводы, если выводов в принципе нет, то возникает резонный вопрос: "Зачем было писать статью"? Размышления по данному вопросу я оставляю вам - мои дорогие читатели.
Примеры:
  • Определение принципов управления чем бы они ни было - задача, не имеющая однозначного решения. (Тут нужно отметить, что заканчивается статья сообразно тому, как она начинается: "Предложенный перечень принципов не является исчерпывающим и находится в процессе доработки. Административная работа в вузе ведет к поиску новых методов и принципов управления качеством образования".)

Пожалуй, хватит. Лично у меня кровь стынет. Обратите внимание (это касается в первую очередь пунктов 1. и 2.) на повторяемость сюжетов.

Уважаемые руководители студенческих работ, возьмите за труд читать произведения своих подотчетных. Уважаемые авторы, выступите со своей статьей или докладом перед кем-нибудь близким (родственниками, коллегами, друзьями) прежде чем ставить эксперименты на больших, посторонних, ничего плохого не сделавших вам аудиториях!

Комментариев нет:

Отправить комментарий