Поделиться

воскресенье, 7 марта 2010 г.

Мир не сошел с ума - он все еще в процессе: кое-что о глупостях ИТ-компаний

Когда я впервые услышал истории [о неразумном корпоративном поведении], я пришел в недоумение, однако после тщательного анализа я разработал сложную теорию, объясняющую такое странное поведение. Она заключается в следующем: люди - это идиоты. - Скотт Адамс (Йордон Э. Путь камикадзе. - М.: "Лори", 2008)

Бог с ним, когда речь идет о поведении людей и целых подразделений внутри компании - в конце-концов, если вы в ней не работаете, то вас это и не касается. Самое веселое начинается, когда компания начинает вести себя экстравагантно по отношению к своим клиентам, и так уж вышло, что за последние полгода я стал свидетелем нескольких вопиющих, на мой взгляд, глупостей со стороны крупных фирм, чей род деятельности напрямую связан с информационными технологиями или телекоммуникациями. Я не знаю, сказывается ли таким образом кризис и нехватка персонала, или все это - следствие каких-то непонятных, но далеко идущих, изменений в принятой ими бизнес-практике, однако упомянутых глупостей можно было избежать. С другой стороны, сложившаяся ситуация позволила мне наконец-то отойти от дум о государстве (то есть о государственной политике), опустившись на корпоративный уровень. Как-то вот именно сейчас многое на этом уровне стало раздражать.
  • Третье место в списке неадекватных поступков ИТ-компаний занимает, как ни странно, Google. Меня устраивают все сервисы компании, с которыми я работаю, но меня раздражает то, как компания пытается "поработать" со мной как с клиентом. Очень приятно, купив книгу о контекстной рекламе, обнаружить в ней в качестве бонуса бесплатный купон для пополнения баланса в системе таковой рекламы AdSense (халява). Впечатление немного портится при внимательном изучении купона, когда неизменно выясняется, что крайний срок его активации - это дата в прошлом, а не в будущем, но если подумать - никто, кроме меня, в этом не виноват: я должен был бежать в магазин сразу, как только прослышал про новую книгу (не важно какую, но чтобы про Интернет, рекламу или поисковую оптимизацию) в надежде, что внутри окажется заветный купон, тогда успел бы воспользоваться бесплатными благами.

    Книги на рисунке слева-направо:

    Другое дело, когда Google сам шлет мне на дом купон (и не на 750 рублей, а аж на 1500). Письмо, насколько я понял, отправлено из Франции 18 января 2010 года. Получаю я его лишь 3 марта, а крайний срок активации купона - 28 февраля. Катастрофа? - Да ни разу! Я никогда еще не пользовался AdSense (не исключаю такой возможности в будущем). Однако обидно. Вдобавок купон был вложен в конверт так, что код активации могли наблюдать все почтовые сотрудники Франции и России, через чьи руки этот конверт проходил, что тоже само по себе нормальным не назовешь. В итоге Google подарил мне уже 750*3+1500=3750 рублей, которыми я никак не могу воспользоваться. Если бы это был один случай - ладно, два - ну еще куда ни шло, но их уже в сумме 4, и все вместе они смахивают на некое извращенное издевательство! И оно работает - раздражает! Я понимаю, что случится беда, если пациент не получит вовремя сердце для пересадки. Я понимаю, что несвоевременный сброс или покупка акций Газпрома могут обернуться катастрофой. Но, хоть убейте, я не могу понять, что страшного может случится, если сроком действия купона для AdSense будет год или даже два... Если кто-нибудь в Google прочитает это и решит-таки одарить меня внятно, я, конечно, не откажусь и даже напишу об этом в виде комментария (на целый пост такая приятная хоть и маловероятная новость все же не потянет).
  • На втором месте моя эпопея с сотовым оператором "Билайн". В конце 2005 года я имел несчастье потерять паспорт. В середине 2009 года (почувствуйте разницу) "Билайн" начал атаковать меня требованиями (в виде писем и звонков) заплатить 1,5 тысячи рублей, которые я якобы задолжал по каким-то мистическим договорам. Выяснилось, что два договора на обслуживание (проще говоря, на два телефонных номера) были заключены неизвестно кем по моему утерянному паспорту в конце 2008 года (почувствуйте разницу еще раз). Мои действия по этому поводу были вполне логичными: я поехал в офис "Билайн" и дал соответствующие объяснения, подкрепив их копией паспорта, выданного мне взамен утраченного. А вот дальнейшие действия "Билайн" логичными назвать нельзя даже с натяжкой: они стали убеждать меня в том, что эти договора заключил именно я, подкрепляя свои утверждения результатами каких-то своих внутренних проверок. После того, как стало понятно, что денег им от меня не дождаться, они передали это безнадежное дело коллекторской конторе "Lindorff", которая пыталась убедить меня расплатиться еще два месяца (разумеется, безуспешно).

    Через некоторое время я узнал, что у многих моих коллег-друзей-приятелей совершенно аналогичные проблемы. Речь не всегда шла о "Билайн", неправомерные требования выдачи денег настигали людей независимо от их "сотовой принадлежности". С виду это все рядовые инциденты, однако по последним сведениям (на середину февраля) в некоторых офисах сотовых операторов стоят очереди людей, вынужденных давать объяснения по договорам, не имеющим к ним отношения. Вообще, совокупность действий компаний в рамках всех этих инцидентов - это какая-то квинтэссенция бреда. Давайте задумаемся:
    • Почему компания не проверяет "валидность" паспортов перед заключением договоров? Разве это не в ее интересах? Возможность проверки существует.
    • Почему компания не проверила паспорт даже после того, как я дал объяснения, предпочтя настаивать на возврате средств тем, кто их возвращать не должен? Это уже даже не настойчивость, а наглое вымогательство. Вот вас можно убедить в том, что вы заключили какой-то договор по паспорту, которого у вас давно нет, в офисе, расположенном на улице, где вы никогда не были? Если да, то у вас проблемы с головой или памятью, а если нет - то проблемы с головой у сотрудников сотового оператора (в данном случае).
    • Давайте просто теоретически рассмотрим еще одну возможность. Предположим, что сотовый оператор хочет "поднять денег" за счет мошенничества и вымогательства. Поскольку в распоряжении оператора имеется база по утерянным паспортам, сотрудники оператора могут сами назаключать фиктивных договоров по данным этих паспортов (договора, заключение которых предписывают мне, я не видел), чтобы потом требовать деньги с их бывших владельцев. Подчеркиваю, что я никого не обвиняю, но, согласитесь, если предположить, что все происходящее - не единичные ошибки оператора или мошенничество со стороны третьих лиц, а запланированная кампания, то вопросы в первых двух пунктах списка отпадают сами собой. Прокуратуре в любом случае стоило бы заинтересоваться бизнес-практикой нашей "сотовой тройки".
    Честно говоря, я даже не знаю, чем в моем случае закончилась эта эпопея - последние четыре месяца полная тишина - просто я чувствую себя достаточно уверенно, поскольку знаю, что с юридической точки зрения чист, как горный хрусталь.
  • Наконец, глобальную ошибку по количеству вовлеченных в нее людей совершила компания Sony. Моя любимая японская компания, производитель моей любимой Playstation и PSP. Будучи, видимо, чрезмерно самоуверенной, компания несколько лет назад подложила свинью замедленного действия покупателям своей консоли третьего поколения, а не далее, чем неделю назад, (после того, как первая свинья-таки взорвалась) от неожиданности подложила вторую, которая рванула немедленно, но уже себе. Речь идет об ошибке во внутренних часах Playstation 3. Практически все обычные (толстые) консоли, проданные за последние три года, содержали эту ошибку. В США за 2009 год было продано около 4,334,500 экземпляров консоли; нельзя сказать, каков среди них процент "толстых" моделей, но "тонкие" появились именно в 2009, так что все консоли, проданные во всем мире до 2009 года были "толстыми".

    Гром грянул, когда стрелки часов достигли отметки 00:00 1 марта 2010 года. "Баг" в часах привел к тому, что консоль распознала 2010 год как високосный, а это в свою очередь стало причиной всяких проблем (сотен миллионов - по несколько штук на каждого обладателя Playstation 3). Поскольку на Земле есть такая штука, как часовые пояса, "конец света" наступал постепенно: все новые и новые геймеры во все новых и новых городах получали сообщения об ошибках и отключении от Playstation Network (PSN)... Даты на всех консолях возвращались к отметке 1/1/2000 (то есть к дате, когда консолей Playstation 3 вообще не существовало). Сначала казалось, что этим проблемы и исчерпываются, но не тут-то было. Перестал работать весь загруженный с PSN лицензируемый контент (темы оформления, игры, видео), поскольку по мнению взбесившейся консоли дата выдачи лицензии оказалась в грядущем. Перестали работать игры на дисках, видимо, потому, что не "могли понять", как текущая дата может быть раньше даты их "рождения". Если что-то все же начинало запускаться, то тут же заканчивало при попытке работы с сохраненными играми или трофеями, а в результате геймер мог потерять и то, и другое.


    В общем, жуткое дело. Однако это все касается свиньи №1, а что же со второй? Дело в том, как сотрудники компании вели себя в процессе набирающего обороты кризиса. Судя по сообщениям тех часов в Twitter и в официальном европейском блоге, они сначала вообще не поняли, что происходит - считали, что дело в ПО PSN. Лишь через 12 часов в блоге появился пост, где констатировалось очевидное - проблема существует. Там же рекомендовалось пока не использовать консоли. Разумеется, такие "новости" вызвали бурю ехидных и злобных комментариев. Мне особенно запал в душу следующий:
    Sitting in the silent room,
    Their clocks were ticking still,
    But ‘neath their High-Def Bravias,
    their consoles breathing nil.
    ‘Cos money buys you games to play,
    and laughter with some mates,
    they’ve said ‘it just does everything’,
    but don’t trust it knows the date.

    Сообщения, наподобие:
    Rest assured, we've many people working on fixing this issue... (У нас тут много народу работает над решением данной проблемы.)

    помогали не сильно.

    По прошествии суток часы переключились на 2-е марта, и все само собой заработало нормально, о чем Sony с радостью сообщила (снова констатировав очевидное, поскольку геймеры узнали о том, что все заработало, как только оно заработало).

    Вопрос закрыт, однако осадок остался очень неприятный: благодаря невнятному и нерасторопному поведению компании, теперь каждый владелец PS3 на планете знает, что: а) продукция Sony не так надежна, как кажется - кто знает, какие еще потаенные "баги" в ней прячутся? и б) лучшее, что может делать компания, когда происходит что-то плохое - это ждать, что ситуация разрешится сама собой. По итогам инцидента компания не объявила о тотальной перепроверке, не дала разъяснений или каких-либо заверений, не было выпущено никакого обновления (вопрос, чем тогда интересно занимались все эти "many people", которые, вроде как, "working on fixing this issue"?), так что проблема осталась - она ждет своего часа, который может настать, скажем, 1 марта 2014 года... или 14 сентября 2011 (не знаю, почему).
Вот таков мой список странностей в поведении ИТ-компаний. Интересно, что будет дальше... Вообще, тема тянет на рубрику.

2 комментария:

  1. Дык, эта.... Кель ситуасьен! Тут, Валера, понимаешь ли, какая штука: эта самая генпрокуратура - просто чиновники. А с точки зрения чиновника, если нет бумаги (ну там заявления потерпевшего, жалобы там и т.п.) - то нет и события, на которое нужно реагировать. А вот если есть бумага - чиновник просто обязан на нее отреагировать. Компране ву?

    (как говаривал небезызвестный профессор Выбегалло....)

    ОтветитьУдалить
  2. Ну да, лень мне куда-то ехать, что-то писать. К тому же инцидент в моем случае для меня неопасен, а визит в прокуратуру (по любому поводу) - это такой захватывающий опыт, которого мне в жизни вообще хотелось бы избежать. :)

    А вот про Выбегалло надо бы перечитать - это ты мне хорошо напомнил!

    Рад тебя снова видеть - я уж думал, ты про меня забыл. Кстати, я в другом блоге опубликовал пост, который тебе может быть интересен: http://lmsirl.blogspot.com/2010/03/25.html

    ОтветитьУдалить