Поделиться

суббота, 20 марта 2010 г.

Лечение - свет, а нелечение - тьма: диагностический плюрализм или от чего сегодня можно полечиться

Поводом для сегодняшнего "выступления" стала публикация на сайте "Репортёр" об открытии первой в Великобритании специализированной клиники для лечения детей и подростков от интернет-зависимости и видеоигр.

Сразу оговорюсь, что не являюсь адептом интернет-жизни как единственно верного способа существования - должна быть и жизнь реальная. Однако есть несколько "но" по поводу таких вот клиник, да и вообще, по поводу новых хворей и явлений, с которыми "необходимо" бороться.

Родители, ежедневно наблюдающие свое чадо у компьютера, конечно, могут и обеспокоиться. Если ребенок хватает "двойки" и не занимается ничем, кроме манипуляций с клавиатурой или джойстиком, то это вызывает подозрения. Однако, на мой взгляд, это еще не повод сдавать его в психиатричку, будь она хоть трижды частной, специализированной и английской. Антидепрессанты и групповая терапия, по-моему, ничем не полезнее игры с друзьями. Для начала стоило бы выяснить, что именно ребенок делает, и как он сам это воспринимает. Я не врач, так что все сказанное - мое личное мнение, подкрепленное, тем не менее, жизненным опытом. Когда папа привез мне Spectrum, мы оба с ним игрались целыми днями в River Raid и другие ранние творения от Activision и прочих компаний. Когда я начал учить BASIC в 7 лет, просиживая над переведенным мануалом дни и ночи, он радовался, а не тащил меня к доктору. В итоге, поступая в институт, я уже имел квалификацию "лаборант-программист", умел программировать на семи диалектах BASIC для разных машин и даже успел попреподавать "Информатику" для своего же класса, а к 32 годам успел поучаствовать в нескольких крупных проектах по разработке ПО, поработать в качестве системного аналитика, технического писателя, проектировщика и агента технической поддержки, а также после многих лет плодотворной работы благополучно и по собственной инициативе уйти с поста декана факультета Программирования, до которого многие люди растут десятилетиями, и еще большее их количество не дорастает (звучит, как хвастовство, и, тем не менее, все это - чистая правда, так что я не буду извиняться). Ничего этого не было бы, обеспокойся в свое время мои родители тем, что я слишком долго сижу у компьютера. И если бы меня от него "оттащили", я сомневаюсь, что мне светила бы карьера высокооплачиваемого спортсмена или менеджера, поскольку командные игры вроде футбола я не любил с детства (и сейчас не люблю), а от квалификации по диплому "Менеджер" и таких названий вакансий, как "Менеджер по уборке" или "Менеджер по персоналу" мне становится просто смешно.

До сих пор я очень люблю компьютерные игры, я профессиональный критик в этой области, а не запойный игрок. Как и в случае литературной, театральной или ресторанной критики здесь большое поле для деятельности, если подходить к ней с умом. И деятельность эта отнюдь не бесполезна, поскольку, как я много раз говорил: "Игры это то, чем люди хотят или не хотят заниматься - их не заставишь, поэтому производители компьютерных игр прикладывают огромные усилия к улучшению качества своих продуктов, вследствие чего игры - это квинтэссенция всех достижений в сфере ИТ, по ним можно судить о том, какие новшества в офисных, образовательных и прочих приложениях появятся завтра"!

Мой знакомый нарколог говорил, что есть два вида социально опасной зависимости: алкогольная и наркотическая. Интернет-зависимость на них не похожа. Насколько мне известно, четких критериев для диагностики такой зависимости нет, так что степень заболевания, скорее всего, будет оценена уровнем заботы родителей (и количеством их собственных неврозов, если таковые имеются) - это опасно. На мой взгляд, лакмусовой бумажкой здесь может быть наличие/отсутствие у подростка (и у взрослых людей, кстати, тоже) осознания цели путешествия по киберпространству (может он/она, вообще, объяснить, что он там делает, или только бормочет что-то похожее на мантры?), а также наличие/отсутствия конструктива в деятельности (может быть, он/она книгу собирается писать в будущем и информацию собирает или общается с подругой с другого конца света). Спору нет, подростки - племя сложное со своими тараканами, и родителям бывает сложно найти общий язык со своими детьми, но в окружении этих детей всегда находятся люди постарше, которым это удается - уж поверьте 31-летнему доценту, кандидату наук спортивного телосложения, который меняет имидж раз в год и проработал в образовании более 10 лет. Чаще всего предпочтителен индивидуальный подход.

Есть и другой аспект, по которому у меня с коллегами разгорелась дискуссия. Есть другая опасность: проблема вполне может реально существовать, нужны серьезные исследования, статистика, изучение поведения и всяких отклонений, но появляются такие клиники, которые в лучшем случае следуют просто концепции бихевиоризма (не важно, почему кот гадит на ковер, - нужно, чтобы не гадил; не важно, зачем ребенок сидит в Интернете, - нужно, чтобы не сидел), а в худшем - вообще никакой. И, вроде бы, как бы, все уже ясно - есть клиники, есть диагноз, понятно, что нужно лечить, и, куда нести деньги. А в результате происходит "замылевание" проблемы и научной и практической задачи. Это даже не симптоматическое лечение - это лжедеятельность, деструктивная по определению, как "ничтожная" сделка по определению недействительна вне зависимости от любых решений любых судов. И такая проблема и такой случай не единственные - бизнес, конечно, служит целям науки и развития общества, вот только иногда он лишь делает вид, что служит, а иногда выдает свои цели за цели общества и науки, хотя первые ко вторым никакого отношения не имеют и ничем не подкреплены, кроме желания заработать денег ("схавать", "выцыганить", распилить и так далее). Медицина не исключение - вспомним свиной грипп и спецвакцины от него...

Можно реагировать на спрос, а можно создавать спрос, в том числе паразитируя на страхе, неведении и наивности. Вот так и появляются бальзамы Битнера, клиники лечения заболеваний, у которых нет симптомов и для которых нет диагностических критериев, "волшебные" составы для сохранения молодости и так далее и тому подобное. Давайте задумаемся, от чего еще можно лечиться:
  • Все мы любим мясо (за исключением вегетарианцев, которые в некоторых случаях тоже его любят, но по тем или иным причинам не едят) - можно лечить от этого. Если послезавтра возникнет дефицит мяса в мире, то после-послезавтра появятся клиники, лечащие от чудовищной людской привязанности к нему. Однако уже завтра могут возникнуть частные учреждения, где от этого недуга "излечивают" заблаговременно.
  • Почему бы не лечить либидо?
  • Мои родители любят проводить время на огороде, я - ненавижу. Оценка временных и финансовых затрат на поддержание 9-ти соток за вычетом площади дома в культурном и плодоносящем состоянии показывает, что это невыгодно. Зависимость моих родителей налицо - не пора ли посоветовать им обратиться к специалистам?
Можно еще много чего придумать, и все открывшиеся "отклонения" вполне могут быть реальными и вредными. Однако все они являются лишь предпочтениями, особенностями или безобидными привычками до тех пор, пока научно или эмпирически не доказано обратное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий