Поделиться

среда, 25 марта 2009 г.

Двуликий дист-Янус

Что меня смущает, так это остающаяся и ширящаяся пропасть между «академическим» дистантом и «корпоративным». Компании и тренинговые центры, работающие на корпоративном рынке, давно уже штампуют вполне себе удачные курсы сотнями (взять хотя бы нашу местную Moscow Business School – даже MBA можно пройти удаленно). Это большой рынок, который удачно существует на практике (сейчас в пору кризиса, правда, не так удачно, я бы даже сказал "хило", ну, а с другой стороны - кому сейчас легко?). УЖЕ существует и давно! Есть международные стандарты на пакеты курсов (SCORM, AICC), тестов (QTI), LMS всех сортов и мастей (LMSONLINE, Webtutor, Прометей и иже с ними – некоторые за весьма приемлемую цену), инструменты для создания курсов (тот же CourseLab), сотни компаний занимаются этим. В настоящее время даже один человек вполне может осилить поднятие и содержание небольшого дистанционного центра. На сотнях форумов и в сотнях блогов (например, Живое обучение (про e-learning и не только), или Технологии e-learning, или на худой конец этот блог - правда он, скорее всего, умрет тихой смертью, ибо я этой темой сейчас не занимаюсь) обсуждаются вопросы, связанные с e-learning. И при всем при этом академический e-learning, дистант и электронные учебники существуют как бы в параллельной вселенной, где все делают вид, что рынка еще нет, практиков – нет, инструментов – нет, теории – нет, учебников по тому, как создавать электронные учебники и все остальное – нет (хотя они есть, правда, в основном, «забугорные»), и все это открывается нами – академистами впервые.

Все практики уже давно переключились даже не на обсуждение того, чему можно учить электронно, а чему нет (эта тема – хит где-то 5-тилетней давности), а на обсуждение того, как и где применять интерактивные формы взаимодействия с обучаемыми (вебинары, например) и средства Web 2.0 (те же блоги и сообщества). Мы же в вузах до сих пор спорим, можно ли делать электронный курс по программированию, где поставить ссылку и достаточно ли в курсе картинок, делаем каждый свои инструменты, вместо того, чтобы воспользоваться существующими, каждый раз изобретаем велосипеды, причем либо все вместе одной давно изобретенной конструкции, либо каждый своей, далеко не оптимальной. Снова и снова расчехляем баяны, играем одни и те же мелодии и рукоплещем друг другу. Даже статей, сравнивающих инструменты для e-learning, во всем Рунете на моей памяти 2 – ВСЕГО 2 и обе не первой свежести. Вот они-то как раз были бы весьма полезны.

Странно как-то все это. Если уж академически необходимо идти своей дорогой, пусть даже кривой (я и сам люблю ходить кривыми и странными дорогами и не вижу в этом ничего плохого), то дорога должна выводить куда-то впереди практики, а не ей в хвост.

Комментариев нет:

Отправить комментарий