Поделиться

четверг, 31 декабря 2015 г.

Итоги 2015 года

Поехали! :)
  1. Публикации:
    • Артюхин В. В. Социальные сервисы в информационной деятельности МЧС России // Юбилейный сборник «Информационные технологии, связь и защита информации МЧС России — 2015». Часть 2. Материалы территориальных органов, организаций и учебных заведений МЧС России / МЧС России. — М. : МЧС России, 2015. — С. 90—94.
    • Артюхин В. В. Применение методов машинного обучения при работе с литературными источниками // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». 2015. № 2. — С. 600—616. — ISSN 1436‑4522. — URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v18_i2/pdf/15.pdf. По-моему, это была моя первая работа по корпусной лингвистике. Содержит вариацию алгоритма «реферирования» Луна, каковая мне для работы была нужна.
    • Артюхин В. В., Чяснавичюс Ю. К. Нарушение условий жизнедеятельности как количественный критерий последствий чрезвычайной ситуации // «Глобальная и национальная стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий» XX Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 19—21 мая 2015 года, Москва, Россия. Тезисы докладов / МЧС России. — М. : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. — С. 197—198. Этой темой мы с Юлюсом давно занимаемся (он – дольше), никак не можем выйти на реально впечатляющие результаты, потому что никак не можем нормальные статистические данные найти в достаточном объеме
  2. Программное обеспечение. Три свидетельства о регистрации:
    • Артюхин В. В., Чяснавичюс Ю. К. «Интерактивная программа расчета приблизительной суммы страховых выплат в части вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности». Она вот здесь.
    • Артюхин В. В. «Извлечение и анализ информации по списку учетных записей Twitter, включая числовые параметры и текстовые сообщения». Там был целый набор на Python + R со специфическими добавками (в частности, для построения графических представлений результатов анализа использовалось еще разновидностей 10 всякого свободного программного обеспечения). Его я разрабатывал в конце 2013 года в рамках НИР «Анализ информационной деятельности территориальных органов МЧС России«, но и сейчас продолжаю использовать уже в рамках других работ и задумок.


    • Артюхин В. В., Брык Д. И., Ермакова Е. С. «База данных заключений о готовности организаций, эксплуатирующих ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий».
  3. «Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году», раздел 6.7 «Страхование и социальная поддержка населения». Я так чувствую, что эта ежегодная почетная и одновременно кошмарная обязанность будет висеть на мне до тех пор, пока я из института не уволюсь (кошмарная она потому, что сроки вывешивания ответственными органами итоговой статистики по страхованию в России не совпадают со сроками подготовки государственного доклада, а еще потому, что за те годы, когда я готовил эти материалы, ответственность за ведение этой статистики много раз пасовалась и делилась между организациями, их сайтами и разделами таковых).
  4. По просьбе ученого секретаря института подготовил неплохой документ «Рекомендации по подготовке научных статей». Утвержден в качестве нормативного на уровне института.
  5. Участвовал в проведении фестиваля «Созвездие мужества», точнее в выставке, приуроченной к нему по времени и территории. Наш центр демонстрировал там два продукта, связанных с прогнозированием чрезвычайных ситуаций (ПК ДАР и ПК «Граница»). Действо происходило в Фундаментальной библиотеке МГУ. Ни одной книги, правда, не видел... вообще, по моему мнению, это здание — очень дорогой конференц-центр, судя по паркетным полам, обилию мрамора и залов. Залы основных сцен некоторых московских театров поменьше будут, чем тамошний актовый.


  6. Героически завершил таки работы по оптимизации управления нематериальными активами МЧС России (в рамках того, что было приписано к нашему институту, — это активы на сумму чуть больше 2 100 000 000 рублей).


    Выше приведен кусочек, на самом деле, довольно обширного исследования по обработанным данным относительно того, что почём, но я его целиком привести не могу.

  7. Начал работу по оперативному прогнозированию наводнений на основе данных из социальных сервисов, но пока не закончил.


  8. Мой графический конструктор имитационных моделей Pilgrim 5 взял бронзу на XIX Московском Международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед».


  9. Научно-исследовательские и организационно-технические работы:
    • НИР 2-1-1.2-5/Б1 «Разработка методологических основ в области защищенности потенциально опасных объектов и оценки готовности к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций».
    • НИР 5.4-4/А5 «Комплексное исследование специфики деятельности территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в Республике Крым и г. Севастополе и оптимизация их оснащения с учетом природных и техногенных опасностей в зоне ответственности». В этой работе я выполнял унификацию номенклатур, разработку «Базы данных используемых территориальными органами, учреждениями и организациями МЧС России в Республике Крым и г. Севастополе материально-технических средств» (которую ответственные исполнители так и не зарегистрировали пока, а стоило бы).
    • Оперативное задание «Разработка концепции ФЦП „Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2025 года“». Обращаю внимание: «лёгенькое» такое «оперативненькое заданьице»! Когда же у нас начнут соразмерять форму и стоимость работы с ожидаемым результатом?! Впечатление, что в решениях по данному вопросу вообще нет никакой логики.
    • НИР «Региональная геоинформационно-картографическая модель риска потенциальных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на трансграничных территориях России». Основная задача работы была в разработке методов и методик прогноза влияния чрезвычайных ситуаций на границах и на 100 километров от границ РФ (наружу) на ее внутренние территории. В итоге и была создана (не мной) соответствующая информационная система (сама работа как-то по-другому называлась, но ТЗ под рукой нет). Я занимался в основном математическими вопросами в части расчетов расстояний и моделей переноса вредных веществ.
    • Работа «Методическое обеспечение и автоматизированная система для сопровождения государственной программы Российской Федерации „Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах“». Это был ад! А отвечал за разработку методики оценки эффективности реализации государственной программы, которая (методика) должна была быть более разумной и полезной, чем методика Минэкономразвития. Ответственность была значительная, а основной ужас заключался в том, что математики там не шибко много, зато нормативки — как грязи. Помнится я периодами в истерике по институту бегал, а у меня на рабочем столе по 30 документов одновременно было открыто: постановлений, указов, приказов и т. д. Но в итоге методика добротная (не могу сказать, что идеальная).
  10. На Courser-е прошел курсов так 10, даже за 4 сертификата заплатил:
    • MATLAB.
    • Основы комбинаторики.
    • Кластерный анализ.
    • Гетерогенное параллельное программирование.
    Заплатил, в первую голову, для того, чтобы стимулировать себя их закончить и все задания выполнить.
  11. Прочитал где-то 20 книг. В особенности запомнилась книжка «Введение в историю математики» Виктора Катца, результатом изучения которой стала, в частности, моя попытка перевода предисловия Джона Ди к переводу «Элементов» Евклина 1570 года. Попытку я гордо назвал «Прикладной математикой Ренессанса», и раньше о ней уже писал.


  12. В отпуске съездил с друзьями во Владимир. вот так взял и съездил — хотел погулять по городу, где я еще не был, находящемся от Москвы на не слишком сильном удалении.


  13. В театре один раз был. Вообще, следует это делать пару раз в год, но не всегда получается. Сейчас вот буду искать спектакль, на который пойду уже в этом сезоне.
  14. Купил фотоаппарат Sony. Самый дешевый. Поняв, что мне не хватает объектива добивать до сцены из центра зала, купил объектив Sony в два раза дороже фотоаппарата.

Всем удачи и с Новым Годом! :)

суббота, 19 декабря 2015 г.

Прикладная математика эпохи Ренессанса

Изучаю историю математики по книге Виктора Катца. Наткнулся на очень интересную вещь: это схема из предисловия английского математика и мистика XVI-XVII веков Джона Ди к переводу 1570 года "Элементов" Евклида на английский язык. Сам перевод сделал Генри Биллингсли и выполнил его очень качественно, в книге было около 1000 страниц, в ней также были раскладные (как в детских книжках) схемы для демонстрации в трех измерениях тел и операций над ними. Однако предисловие Ди и, в особенности, упомянутая схема сами по себе представляют не меньший интерес.

На схеме Джон Ди попытался отразить структуру математики (математических наук, искусств и связей между ними) в соответствии с представлениями того времени, в частности, по характеру актуальных задач. Естественно, мистика туда тоже примешалась, хотя, как ни странно, она там не вызывает негативных эмоций.

Таким образом, древний английский рисунок, фактически, дает нам "карту" прикладной математики того времени. Я как специалист в данной области (и человек, который свою специальность считает самой лучшей на свете) мимо пройти не мог и по различным цифровым копиям, фрагментам таковых, по тексту Катца и другим, по словарям староанглийского языка и т. д. (та еще была работенка) постарался восстановить и перевести текст Ди. На 100% у меня это не получилось - даже на английском мне качественные копии или, что было бы еще лучше, перерисованные схемы, не встретились, но я надеюсь, что читателям будет интересно.

вторник, 7 июля 2015 г.

Разрушаем разрушителей мифов о MOOC

В последние годы я обленился и все больше мысли высказываю, чем выписываю, но тут свершилось неожиданное. Все началось вот с этой презентации. Я понимаю маркетинг и желание привлечь внимание, но чихать на здравый смысл – это уже перебор. И поскольку я зацепился курсором за эту тему и написал на странице авторов довольно много текста, было бы жаль там его и оставлять.

Честно говоря, первая реакция была такая «бред, жуткий бред и маркетинг» (по ходу пьесы впечатление только усилилось). Посмотрел, чем занимается Ваша компания, – господа, ну у вас же совершенно другой формат (B2B), который от ориентировки MOOC значительно отличается.

По «проблемам»:
  1. Устаревшая парадигма. Предпочитаю термин «классическая». Эффективность зависит от мотивации обучаемого и от предмета обучения. Мне по математике, анализу данных, программированию, статистике не нужны шутки с прибаутками. И да – это трудоемкий (не «унылый») процесс, потому что указанные мною направления сложны объективно и потому что по некоторым направлениям обучение объективно сложно.
  2. Пассивность слушателя. Я до сих пор помню курс по дискретной оптимизации – я не помню, когда я вообще так пахал в жизни (кто брал курс – тот поймет): десятки программ на Питоне, работа с литературой, собственная реализация симплекс-метода (который я и понять-то не мог 15 лет еще со времен института) и т. д. Степень пассивности зависит от слушателя. Можно «продавать» «мозг» (умение думать), а можно - «седую голову» (опыт) (David H. Maister. Managing The Professional Service Firm).
  3. Плохие спикеры. Это бывает, это правда: приходилось и отписываться после пары лекций. Но правда также и то, что если курс уникален по наполнению, то вытерпеть можно все, что угодно.
  4. Аудиальный канал восприятия. Да, приходилось порой отматывать видео назад и по пять раз переслушивать одно и то же. Но мне, знаете ли, трудно представить себе дифференциальные уравнения целиком в видеоформате или целиком в картинках, точно также, как и представить себе их целиком без картинок / слайдов / формул. Или речь идет не о науках, а исключительно о «бла-бла-бла», типа «Менеджмента» или «Познай себя!»? (Делая выпад относительно менеджмента, я мог бы привести в подтверждение много цитат таких известных людей как Демарко и Листер, Мескон, Друкер и т. д., но места и времени не хватит). Опять-таки, опыт продавать можно и в картинках, умение думать – нет. Впрочем по данному вопросу (аудио/видео – их единство и противоборство) столько уже сказано, что и говорить не хочется. В любом случае, это вопрос отдельных дискуссий, которых у меня за 12 лет работы в вышке и в области разработки LMS было более чем достаточно – лишний раз углубляться нет желания.
  5. Экстенсивный подход к созданию учебного контента. В случае MOOC, той же Coursera, большая часть курсов, с которыми мне приходилось сталкиваться (более 70), – это аналоги курсов лекций, читаемых студентам соответствующих учебных заведений. Учитывая, что MOOC-аналоги этих курсов бесплатны, часто уникальны, только справедливо и оправдано, что экономия ресурсов на их производство имеет место – это объективная необходимость.
  6. Работа только с краткосрочной памятью. У кого как, но я в качестве научного сотрудника все, что изучил, интегрировал в рабочий процесс по направлениям деятельности МЧС России. Результаты: десятки качественно по-новому выполненных научных работ, десятки зарегистрированных в Роспатенте программ, победы и «призерство» на российских и международных конкурсах (последней была бронза с «Архимеда-2015»). В части же теории «памяти и полушарий», признаю, я не специалист.
  7. Большие инвестиции времени на обучение. Обучение – это инвестиции в себя (либо кого-то в тебя). Инвестиции по определению требуют ресурсов. Обучение может быть процессом сложным вне зависимости от методологии и методики и в зависимости от предмета: научить зажечь спичку проще, чем научить решать уравнение Лапласа (конечно, в большинстве случаев – бывают и чудеса). В любом случае, не хочешь тратить время – не учись, не хочешь тратить время работника (тобой оплачиваемое) – не учи.
  8. Игнорирование базовых законов обучения.
  9. Отсутствие процесса обучения как такового. Тут уже мною все высказано (п. 1, 2, 4, 5, 6).
Резюме: это не проблемы видеокурсов и не проблемы, в частности, MOOC. Это проблема авторов материала презентации, заключающаяся в сравнении и противопоставлении (с какого-то извините, хрена) штучного платного производства образовательных продуктов под конкретную ситуацию и ширпотребной свободной возможности получать знания (или обучаться) для всех.

По идеологии: видеокурсы, в частности, MOOC дают возможность учиться! Это их первая функция (еще там маячит зарабатывание денег через разные, порой странные, схемы, но учиться можно и без этого). А что касается бизнеса в сфере обучения, то его основная... скажем лучше – первая функция – это убедить потенциального заказчика в уникальности и эффективности своих методик. В таком ключе игра на противопоставлении MOOC и своих продуктов представляется необоснованной (хотя, как показывает, например, время, потраченное мною на этот текст, по поводу которого меня теперь жаба душит, – в качестве инструмента привлечения внимания нелогичный выбор антагониста вполне себе сработал). Я бы предложил не явное противопоставление, а использование MOOC в качестве базы сравнения (чем мы лучше и чем мы отличаемся), ибо убедить людей, которые, возможно, с успехом прошли MOOC-курсы и используют знания в своей работе, в том, что это все была «фигня», будет довольно сложно.

Еще по идеологии: мне видится некое противоречие: с одной стороны, я думаю, мечтой каждого коммерческого «обучателя» (да и работодателя) было бы наличие в голове у каждого работника USB-порта, куда можно вставить флешку и за 10 секунд получить результат (по крайней мере, на такие мысли наводят замечания о чрезмерной трате времени на видеокурсы). С другой – предлагается приставить к каждому обучаемому тьютора/преподавателя, что, на самом деле, ресурсы для обучения явно увеличивает. Это даже не претензия к авторам презентации – это, скорее, попутные умозаключения.